2:286 Значение и смысл

Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для нее. Ей — то, что она приобрела, и против нее — то, что она приобрела для себя1 «Господь наш! Не взыщи с нас, если мы забыли или погрешили. Госпо- дь наш! Не возлагай на нас тяготу, как Ты возложил на тех, кто был раньше нас2 Господь наш! Не возлагай также на нас то, что нам невмочь. Избавь нас, прости нам и помилуй нас! Ты — наш Владыка, помоги же нам против народа неверного!»3

  1. Использование глаголов «касаба» (переводится как «приобрести») и «иктасаба» (переводится «быть виновным») таит в себе глубокое значение. «Иктасаба» — глагольная форма, обозначающая большие усилия со стороны исполнителя действия. Этим подчеркивается, что, по сути дела, идти путем добра легко, так как это соответствует человеческой природе. А для того, чтобы пойти дорогой зла, необходимо приложить большие усилия, ибо зло не свойственно природе человека. Из этого проистекает, что человек получает награду за добрые дела даже тогда, когда их совершает случайно, без особых усилий. И, наоборот, он будет наказан только за те злодеяния, которые совершит намеренно, полностью отдавая себе отчет в их вреде (Сиддики). []
  2. Скорее всего, это, в частности, относится к тяжелому бремени ритуалов, наложенному законами Мусы (мир ему!) на сынов Исраила, а также к отрицанию мира, которое Иса (мир ему!) рекомендовал своим ученикам (Асад).
    Мы не должны возгордиться и полагать, что нам можно успокоиться и не стараться более, что мы лучше наших предшественников, если нам Аллах уделил милость. Наоборот, если мы знаем, как слабы они бывали порой, то нам необходимо молиться о том, чтобы наше бремя было облегчено, и чтобы мы получили прощение Аллаха, которое нам необходимо (Йусуф Али). []
  3. Для понимания истинного духа этой молитвы необходимо представить себе, что эти аяты были ниспосланы во время путешествия посланника на небо, приблизительно за год до его переселения в Медину. В то время борьба между Исламом и безбожием достигла своего апогея, а преследования верующих приняли ужасающие формы. Но это не ограничивалось одной только Меккой: по всей Аравии не было ни одного места, где мусульманин мог бы спокойно жить. Для того, чтобы мусульмане смогли выжить в таких условиях, их научили этой молитве Аллаху. Само собой разумеется, что раб приходит к убеждению, что его молитва будет услышана, коль скоро Аллах научил его, как нужно молиться. Это также объясняет, почему данная молитва придавала мусульманам необыкновенно большую храбрость и позволяла сохранять душевный мир в условиях жесточайших преследований. Наряду с этим, эта молитва научила их обуздывать свои страсти и держать их в границах, очерченных молитвой, не позволяя им двигаться в ошибочном направлении. Поэтому она не содержит никакого ожесточения по отношению к врагам, в ней нет и следа мирских желаний о мести. В те времена это было необходимо, ибо мусульмане должны были выдержать весьма тяжелые искушения и перенести материальные потери. Они подвергались невыразимо жестокому обращению и сильному как физическому, так и экономическому давлению. Именно поэтому ясно выкристаллизовалась противоположность между высокими идеалами, нашедшими свое выражение в молитве, и преследованиями, которым подвергались верующие. Здесь проявился и высокий уровень их духовного и этического воспитания, которое они получили в то критическое время. А одновременно с этим был выработан и высокий уровень морального поведения, к достижению которого должен стремиться любой истинный правоверный (Маудуди). Ислам признает человека таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками. Он не считает его ни зверем, ни камнем, ни ангелом, ни шайтаном. Он рассматривает его как единство тела (со всеми его склонностями), разума и души, исполненной стремлений и желаний. Он возлагает на человека лишь то, что он в состоянии вынести, и создает баланс между нагрузкой и возможностями справиться с ней, без трудностей и мучений. Аллах послал пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!), чтобы облегчить людям бремя, которое он возложил на них ранее. Так возникла благородная религия, учитывающая природу человека и его потребности (Кутб).
    В заключение данной молитвы Сиддики приводит следующее высказывание посланника — да благословит его Аллах и приветствует! — переданное Джубаиром ибн-Нуфаиром: «Поистине, Аллах довершил суру Аль-Бакара двумя аятами, которые исходят из сокровищницы Его Престола. Поэтому выучите их (наизусть), научите им своих жен, ибо они — молитва, форма почитания Аллаха, приближающая человека к Аллаху, и молитва о помощи» (Дарйабади). []

Обсуждение закрыто.