2:285 Значение и смысл

Уверовал посланник в то, что ниспослано ему от его Господа, и верующие. Все уверовали в Аллаха, и Его ангелов, и Его Писания, и Его посланников1 «Не различаем мы2 между кем бы то ни было из Его посланников». Они говорят: «Мы услышали и повинуемся!3 Прощение Твое, Господи наш, и к Тебе — возвращение» 4

  1. Данная сура начиналась с вопросов о вере (аяты 3-4), затем она показала нам различные аспекты веры и ее отрицания, дала указания для последователей Ислама как общины, и, наконец, заканчивается выражением веры и ее практическими последствиями, проявляющимися в поведении («Мы услышали и повинуемся»), где, прежде всего, звучит смирение, ибо мы признаем свои грехи, молимся о прощении и молимся Аллаху, прося ниспослать нам помощь и вывести нас на истинный путь (Йусуф Али).
    Эта великая сура завершается двумя аятами, в которых каждое слово обладает глубоким значением и указывает на природу данной религии и ее особенности. Вера в Аллаха имеет первостепенное значение, она пронизывает все сферы жизни — от концепции сотворения до практических вещей, таких, как, например, экономика. Вера в ангелов соприкасается со сверхчувственным, что одним только разумом почти невозможно постичь. Но Аллах, Творец, приходит на помощь человеку; и тогда из представлений, наконец, вырастает уверенность в том, что есть и другие существа (правда, невидимые для человека), которые вместе с ним разделяют веру, молятся Аллаху о его прощении и помогают ему творить добро, расширяя этим человеческое сознание и наполняя его сердце радостью (Кутб). []
  2. Это, как две стороны одной медали, истинная вера, подтверждающаяся тем фактом, что все посланники и пророки Аллаха являлись провозвестниками и защитниками той самой Истины, которую поведал им Аллах (Сиддики). Вера в Послания Аллаха и посланников без различения их — это логический конечный вывод, проистекающий из веры в Аллаха, вывод, очерченный Исламом. Ибо безграничная вера в Аллаха предполагает, что человек верует в правильность всего того, что исходит от Него, в Его посланников и их Послания, имеющие одинаковое происхождение (источник) (Кутб).
    Сравни также суру 2:136; 2:253 и соответствующие комментарии. Мы не имеем права проводить различие между посланниками Аллаха. Мы должны одинаково чтить их всех, хотя Аллах в своей мудрости послал их с различными миссиями (Йусуф Али). []
  3. Это правильное воззрение, к которому должен прийти каждый верующий согласно заповедям Аллаха. Ему следовало бы с большим вниманием прислушиваться к зову Истины и следовать ему с искренностью и преданностью, добровольно покоряясь его требованиям (Сиддики). []
  4. Это служит подтверждением веры в потустороннее (Сиддики).
    Мольба о прощении следует после полного предания себя Аллаху, после выражения готовности быть послушным Ему и верования в то, что все, как в этом, так и в ином мире, ведет к Нему, что Его Суда и Его наказания можно избежать лишь Его милостью и милосердием (Кутб). []

Обсуждение закрыто.