2:263 Значение и смысл

Речь добрая и прощение1 — лучше, чем милостыня, за которой следует обида2 Поистине, Аллах богат, кроток!3

  1. Прославленный комментатор Корана Багави слово «прощение» объяснял следующим образом: «Покрой свою бедность покрывалом и не снимай покрывало пред нею» (Сиддики).
    Благодеяние подчиняется высоким требованиям: 1) оно должно совершаться во имя воли Аллаха; 2) не следует ждать награды на этом Свете; 3) оно не должно сопровождаться упреками; 4) нельзя позднее упрекать того, кто принимает дар (Йусуф Али). []
  2. Некоторые современные психологи отстаивают мнение, согласно которому враждебное поведение
    — это естественная реакция человеческой души на благодеяние. Они обосновывают свой тезис тем, что принимающий дар ощущает свою неполноценность и слабость по отношению к дающему. Причем, помимо всего прочего, еще и потому, что дающий зачастую подчеркивает, что он благодетель. Таким образом, оскорбленные чувства и ненависть могут превратиться во вражду. В Исламе это невозможно, поскольку в нем однозначно установлено, что все, чем обладает человек
    — дар Аллаха. И если дающий дарит что-либо из своих денег, то он лишь передает дальше дар Аллаха, а Аллах наградит его за это. Если бы подобное понимание распространилось повсюду в
    человеческом обществе, то никто из дающих не ощущал бы чувства превосходства, а никто из принимающих — чувства неполноценности (Кутб). []
  3. Аллаху не нужен дар, оскорбляющий чувства принимающего. Но Он терпелив по отношению к своим творениям, ибо не наказывает их сразу за их злодеяния (Кутб). []

Обсуждение закрыто.