2:261 Значение и смысл

Те, которые расходуют свои имущества на пути Аллаха, подобны зерну, которое вырастило семь колосьев, в каждом колосе — сто зерен. И Аллах удваивает, кому1 пожелает. Поистине, Аллах Всеобъемлющ, Всезнающ!

  1. Начиная с этого аята и почти до конца суры объясняется Исламская общественная и экономическая система. В основу этой системы заложены солидарность и взаимопомощь (по принципу обязательных и добровольных пожертвований), а не дивиденды и ростовщичество. Поэтому данный текст закона начинается не с постановлений и предупреждений об исполнении обязанностей, а со слов ободрения и поддержки. Указание на стократное размножение растений из одного-единствен- ного зерна приводится для сравнения и мотивации тем, кто отдает свои деньги на дело Аллаха. То есть, придет время, когда они смогут получить в многократно приумноженном виде то, что даровали (Кутб). Начиная с аята 243/244, верующих призывают, чтобы свою жизнь и свое имущество они отдали во имя высокой цели, в которую веруют. Наряду с мыслью об укреплении веры в Аллаха, во имя любви к которому приносятся жертвы, в последующих аятах объясняется воззрение, которое должно сопровождать готовность к пожертвованию. Не вызывает сомнения тот факт, что люди не в состоянии приносить финансовые жертвы в духовных целях, пока не изменится их отношение к материальным благам. От людей, живущих и умирающих исключительно ради накопления богатств и рассматривающих все лишь с точки зрения прибыли или убытков, нечего ожидать жертвы во имя добра. Даже давая что-то, они при этом размышляют лишь о том, какую пользу смогут извлечь из этого они сами или их близкие.
    С таким духовным взглядом невозможно ни на шаг продвинуться по пути Аллаха. Для утверждения Слова Аллаха нужно отдать Его делу свою жизнь, свою силу и свое имущество, невзирая на земные прибыли и убытки. Но для этого требуется дальновидность, большое мужество, великодушное сердце и, прежде всего, искреннее стремление к приобретению благосклонности Аллаха. Но, наряду с этим, нужно коренным образом изменить общественный строй, чтобы на смену материалистической «морали» пришли духовные ценности. Поэтому, начиная отсюда и до аята 281, даются указания, которые должны создать подобную духовную позицию (Маудуди). []

Обсуждение закрыто.