2:259 Значение и смысл

Или как тот, кто проходил мимо селения, а оно было разрушено до оснований. Он сказал: «Как оживит это Аллах, после того как оно умерло?»1 И умертвил его Аллах на сто лет, потом воскресил. Он сказал: «Сколько ты пробыл?» Тот сказал: «Пробыл я день или часть дня». Он сказал: «Нет, ты пробыл сто лет! И посмотри на твою пищу и питье, оно не испортилось. И посмотри на своего осла — для того, чтобы Нам сделать тебя знамением для людей, — посмотри на кости, как Мы их поднимаем, а потом одеваем мясом». И когда стало ему ясно, он сказал: «Я знаю, что Аллах мощен над всякой вещью!»2

  1. О каком городе здесь идет речь — об Иерусалиме или любом другом, говорится ли здесь о Ездре, Неемии, Иезекииле или любом ином, — все это не имеет значения. Из текста, во всяком случае, проистекает, что повествуется здесь об одном из пророков. Это не значит, что посланник не верил в воскрешение или же сомневался в нем. Он просто хотел, подобно другим посланникам, увидеть это собственными глазами (Маудуди).
    Человек этот, по сути дела, был верующим. Но, видя большие разрушения, он все же засомневался, как Аллах сможет все это вновь вернуть к жизни. Аллах на его вопрос отвечает не словами, а на глазах у него демонстрирует, как Он мертвое вновь превращает в живое. Некоторые из впечатлений настолько велики, что их невозможно охватить одним только разумом. В этом случае необходим опыт, который может заменить органы чувств и вновь успокоить взволновавшиеся чувства (Кутб). []
  2. Человек впадает в отчаяние, когда вынужден смотреть на уничтожение целого народа, города или цивилизации. Но Аллах может все это оживить, как совершал Он это на протяжении истории уже много раз и как Он сделает это в последний День. Время не имеет значения перед лицом Аллаха. Сомневающийся думает, что был мертв или «оставался таким» день или даже меньше, хотя в действительности это продолжалось сто лет. С другой стороны, оставленные им пища и питье ничуть не испортились и сохранили прежнюю свежесть. И наоборот, осел его не только сдох, — от него остались одни кости. И вот на глазах у человека они вновь соединяются, покрываются мясом и вновь пробуждаются к жизни. Из этого проистекает следующее: 1) время для Аллаха не имеет значения; 2) оно различным образом действует на все сущее; 3) ключи к жизни и смерти лежат в руках Аллаха; 4) человек не обладает какой-либо действительной силой; он должен всецело положиться на Аллаха (Йусуф Али). []

Обсуждение закрыто.