2:256 Значение и смысл

Нет принуждения 1 в религии2 Уже ясно отличился прямой путь от заблуждения. Кто не верует в идолопоклонство3 и верует в Аллаха, тот ухватился за надежную опору4 для которой нет сокрушения. Поистине, Аллах — Всеслышащий, Всезнающий!5

  1. Принуждение несовместимо с религией. Ибо религия, в первую очередь, зависит от веры и воли, а они потеряли бы смысл, если бы были навязаны человеку. Во-вторых, истина и заблуждение волею Аллаха столь ясно очерчены, что у любого человека доброй воли не должно было бы существовать сомнений в принципах веры. И, в-третьих, нам постоянно дается защита Аллаха, и Его план предусматривает вывести нас из глубины мрака на свет (Йусуф Али). []
  2. Арабское слово «дин» означает как веру, религию, так и образ жизни, основывающийся на этом. Здесь оно относится к вере, упоминавшейся ранее. Этот аят говорит о том, что вера в Ислам и его образ жизни никому не навязываются (Маудуди). []
  3. «Ат-тагут» — кумиры арабов-язычников — по сути дела, являются «главными бунтовщиками» (Henning).
    Ат-тагут, в первую очередь, означает нечто, чему возносят молитвы вместо Аллаха, и в соответствии с этим — все то, что отвращает человека от Аллаха и ведет его ко злу. Слово употребляется как для обозначения единичности, так и множественности (Рази), и потому его можно переводить как «силы зла» (Асад). []
  4. Нечто, за что может ухватиться рука в случае опасности, то есть, по возможности, веревка, крюк или якорь; нечто, не имеющее ошибок, так, чтобы мы могли не подвергать себя опасности и не бояться, что оно сломается или треснет. До тех пор, пока мы за это крепко держимся, мы в безопасности. Эта безопасность зависит от нашей воли и от нашей веры: помощь и защита Аллаха будут постоянно с нами до тех пор, пока мы держимся рядом с Ним и верим Ему (Йусуф Али). []
  5. Одним из важнейших и неприкосновенных прав человека является свобода вероисповедания. Ислам после того, как показал людям принципы религиозных представлений, гарантирует это право и запрещает своим последователям принуждать людей к вере. Он пытается убедить людей нематериальными аргументами, ни в коем случае не прибегая к угрозам или насилию. Вера подобна прочной неразрывной ленте. Кто держится за нее, тот никогда не свернет с пути истины, ведущего к Аллаху. Аллах слышит, что произносят языки и знает, что скрывают сердца. Верующий, понявший это, остерегается несправедливости и в делах, и в мыслях (Кутб). []

Обсуждение закрыто.