2:243 Значение и смысл

Разве ты не видел1 тех, которые вышли из своих жилищ, — а было их тысячи, — остерегаясь смерти? 2? И сказал им Аллах: «Умрите!» А потом Он оживил их3 Поистине, Аллах — обладатель милости к людям, но большая часть людей — неблагодарны!

  1. Буквально: не видел ли ты тех. Согласно Лэйну, глагол «ра’аита», ставший переходным за счет частицы «ила», означает: «размышление, ведущее к предупреждениям» (Сиддики).
    Выражение «а лам тара»: не видел ли ты — призвано столь четко показать человеку какое-либо событие, чтобы создалось впечатление, как будто он видел его собственными глазами (Кутб). []
  2. Рассказы Корана — не пустые фразы, лишенные глубокого смысла и цели. Наоборот, в них сокрыты указания, необходимые для совместной жизни людей в Исламской общине. И когда нам передается какой-либо рассказ, опирающийся на опыт наших предков, начиная со времен Адама, например, о людях (о ком конкретно идет в нем речь при этом — не столь важно), пытавшихся безрезультатно избежать смерти, то при этом нас учат, что страх и ужас не в состоянии ни продлить нашей жизни, ни помочь нам избежать нашей судьбы, ибо и то, и другое — в руке Аллаха (Кутб). []
  3. Теперь мы возвращаемся к теме джихада, которая уже была затронута в 2:114-116. Мы не должны поддаваться иллюзиям: если мы не готовы бороться за нашу веру нашей жизнью и достоянием, то очень скоро потеряем и то, и другое. Жизнь дал Аллах, а трус вряд ли сможет ее сохранить. На протяжении истории человечества постоянно происходило то, что люди, несмотря на свое численное превосходство, просто-напросто бывали изгоняемы, ибо видели крушение, заслуженное ими вследствие своей трусости. Но Аллах в своем милосердии постоянно дает человеку возможность проявить себя. Комментаторы расходятся во мнениях относительно исторического события, описанного в этом месте. Но его урок предназначается для всех поколений, обладая общим значением (Йусуф Али).
    Приведенная здесь притча связана с последующим призывом к верующим быть готовыми отдать в жертву свою жизнь во имя дела Аллаха. Она проливает свет на тот факт, что страх физической смерти ведет к моральной смерти народов и общин. Точно так же их возрождение зависит от того, сумеют ли они снова достичь своего морального уровня, преодолев страх смерти (Асад). []

Обсуждение закрыто.