2:219 Значение и смысл

Они спрашивают тебя о вине и майсире (азартных играх). 1 Скажи: «В них обоих — великий грех2 и некая польза для людей, но грех их — больше пользы». 3 И спрашивают они тебя: что им расходовать? Скажи: «Излишек (который остается у вас)4 Так разъясняет Аллах вам знамения, — может быть, вы подумаете

  1. Это первое предписание, касающееся опьяняющих напитков и азартных игр. Вначале было высказано лишь несогласие с этими вещами, которое явилось подготовкой к запрещению. Следующий шаг состоял в том, что мусульманам была запрещена молитва в состоянии опьянения. А затем, наконец, употребление напитков, увлечение азартными играми и т. п. были провозглашены абсолютно противозаконными. См. также суру 4, аят 43 и суру 5, аят 90 (Маудуди).
    Понятием «вино» охватываются все опьяняющие напитки и наркотики; под азартными играми следует понимать любой вид слишком легкого выигрыша, к получению которого не надо было прилагать никакого действительного труда. Страхование не относится к этой категории, если договор был заключен на деловой основе, поскольку при этом статистически высчитывается степень риска, а застраховавшиеся уплачивают соответствующие взносы (Йусуф Али). []
  2. Буквально: грех или все то, что способствует греху. Поскольку здесь употребляется арабское слово со значением, противоположным значению «польза» (как, например, указывает Рази), то его можно истолковывать как «ущерб» или «зло» (Асад). []
  3. С самого начала Ислам проявлял строгость, когда речь шла о непоколебимых принципах веры. Но если дело касалось общественных обычаев, существовавших с незапамятных времен, тогда проявлялась осторожность, и их изменение шло постепенно. Так, например, было в случае с вином и азартными играми. И то, и другое было привычкой, к ним существовала большая склонность, и потому они нуждались в особом «лечении». Указанием на то, что в вине есть некоторая польза, но вред его гораздо больше, взывалось к разуму человека, — чтобы он мог отказаться от питья (Кутб). []
  4. Накапливание богатств не приносит пользы ни нам, ни другим людям. Нашим имуществом мы должны распоряжаться в соответствии с нашими потребностями, но то, что лишнее, без чего мы можем обойтись, необходимо раздать с благотворительными и добрыми целями (Йусуф Али). []

Обсуждение закрыто.