2:216 Значение и смысл

Предписано вам сражение, а оно ненавистно для вас1. И может быть, вы ненавидите что-нибудь, а оно для вас благо, и может быть, вы любите что-нибудь, а оно для вас зло, 2 — поистине, Аллах знает, а вы не знаете!3

  1. В Исламе, являющемся практической религией, разрешается вооруженная борьба, но только в случаях, когда это неизбежно. Преследуемые другими, терпящие бедность, изгнанные из своих родных городов, малочисленные — такими были мусульмане в то время, когда перед ними было выдвинуто требование борьбы. И совершенно естественно, что они не испытывали никакой радости от мысли, что им придется скрестить мечи с сильными врагами, стремившимися уничтожить их. В то время их могла призвать на поле битвы лишь ясная заповедь Аллаха (Дарйабади).
    Бороться за истину — одна из наивысших форм щедрости, ибо что еще ценнее залога собственной жизни? Но и здесь существуют ограничения. Эгоистичный, агрессивный, сварливый человек заслуживает самое большое порицание. Принесение жертвы должно быть бескорыстным и иметь справедливое руководство (Йусуф Али). []
  2. В жизни любого человека существуют ненавистные ему вещи, которые впоследствии, как он убеждается в этом и сам, — все же приносят ему добро. Вместе с тем он видит, что некоторые видимые приятные вещи приносят ему зло. Существует много желаний, о которых мы жалеем, если они не исполняются, хотя позднее именно их неисполнение оказывается спасением, ниспосланным Аллахом. А есть и множество бед и испытаний, доставляющих нам сильные мучения, хотя впоследствии оказывается, что они принесли нам счастье. Человек должен доверять Аллаху, Тому, Кто Всезнающ (Кутб). []
  3. Это значит, что наша собственная склонность или отсутствие таковой не имеют значения, так как мы не в состоянии правильно оценивать и распределять духовные и моральные аспекты вещей и явлений. Этот аят напоминает нам о том, что человек со своей ограниченной способностью проникновения в вещи не может в полной мере понять мудрость, лежащую в основе заповедей Аллаха. Поэтому ему дается Писание как руководство на пути истины (Сиддики).
    Если это относится к борьбе, то эту мысль необходимо читать в связи с сурами 2:190-193 и 22:89. Кроме того, здесь высказывается общая истина, применимая ко многим ситуациям (Асад) []

Обсуждение закрыто.