Кто же опасается от завещателя уклонения 1 или греха2 и исправит их, то нет греха на нем. Поистине, Аллах — прощающий, милосердный!
- Промахи, совершенные в отношении наследства: «джанафа» буквально означает отойти или отступить от правильного пути, чинить несправедливость (Дарйабади). [↩]
- Также разрешается высказывать последнюю волю, но от оставляющего наследство ожидается, что он проявит справедливость по отношению к своим наследникам и не отступит от того, что считается праведным. Поэтому для наследников определены точные доли (см. Коран 4:11 и т. д. ), которые ставят определенные рамки свободе принятия решения, но одновременно с этим не отменяют ее. Среди потомков есть, например, такие (к примеру, осиротевшие внуки, если живы сыновья), которые, по сути, ничего бы и не получили в наследство, но о которых составитель завещания, несмотря на это, может быть, с удовольствием позаботился бы. Есть еще и люди, не являющиеся членами семьи, которых составитель хотел бы упомянуть, причем, по мнению правоведов, он имеет право это сделать в размере, не превышающем треть его имущества. Конечно же, он не может принимать решения в одностороннем порядке — в пользу одного наследника и в ущерб остальным. Не может он и заимодавцам не оставить их доли. Если он намеревается это сделать, тогда свидетели высказанной последней воли могут вмешаться двумя способами. С одной стороны, они могут уговорить владельца наследства изменить свое завещание до своей смерти. Но и после смерти владельца они могут собрать все заинтересованные стороны и просить их принять наиболее подходящее соответствующее решение. В этом случае они делают это с добрыми намерениями. Они не совершают ничего плохого. Ислам поддерживает все правовые стремления к поддержанию мира среди братьев во избежание разногласий или ссор. За исключением этого последнего случая, изменение чьей-либо последней воли считается преступлением, как в любом законодательстве (Йусуф Али). [↩]