Не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока и запада1 а благочестие — кто уверовал в Аллаха, и в Судный День, и в ангелов, и в Писание, и в пророков; кто отдавал имущество — несмотря на любовь к нему2 — и близким, и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим, и на рабов, и выстаивал молитву3 и давал очищение4 — и исполняющие свои заветы, когда заключат, и терпеливые в несчастии и бедствии5 и во время беды, — это те, которые были правдивы, это они — богобоязненные.
- Коран учит, что любой отход от действительности ведет человека к искажениям, поскольку требования праведности не исчерпываются лишь внешним видом. Это связывается с главой, в которой говорится о Ка’абе (Асад). [↩]
- Слово «Нему» может относиться к властелину, а может и к Аллаху. Поэтому необходимо переводить:… из любви к Аллаху, Ему предаться… (Прим. переводчика). [↩]
- См. примечание 58 к суре 2:43 (Прим. переводчика). [↩]
- Данный аят следует читать и понимать в связи с решением о перемене направления вознесения молитв. Люди не должны думать, что богобоязненность или вера исчерпываются внешними проявлениями и формами. Важно, в первую очередь, содержание.
Истинно веря в Аллаха, человек отказывается от зависимости от целого ряда влияний и явлений и признает лишь одну-единственную зависимость — от Аллаха. Эта зависимость, на самом деле, ос-вобождает человеческий дух и избавляет его от любого прочего принуждения, что позволяет ему ощутить себя в гармонии со всем сотворенным миром (Кутб).
Истинный верующий, для которого важнейшим является любовь к Аллаху и своим ближним, должен, разумеется, доказать свою веру благодеяниями. Но благодеяниями и богобоязненностью, взятыми отдельно, наши обязанности еще не исчерпываются. Как и в молитве, так и в помощи другим, мы должны, насколько это возможно, устанавливать связи с единомышленниками, потому что все, чего можно достичь, именно внутри общины может быть многократно увеличено (Йусуф Али), [↩] - Исламские добродетели — постоянство и терпение, необходимые человеку для сохранения своего достоинства, должны проявляться, прежде всего, в трех случаях: при ощущении физической боли и страданий, в случае какого-либо несчастья, — невзирая на то, виновны ли мы в нем сами или же нет, а также в период общих бедствий, таких, как войны, насилия, эпидемии или что-либо иное (Йусуф Али). [↩]