2:164 Значение и смысл

Поистине, в творении небес и земли, в смене ночи и дня, в корабле, который плывет по морю с тем, что полезно людям, в воде, что Аллах низвел с неба и оживил ею землю после ее смерти1 и рассеял на ней всяких животных2, и в смене ветров, и в облаке подчиненном, между небом и землей, — знамения людям разумным!3

  1. Где упоминаются страшные последствия зла, там всегда подчеркиваются свойства Аллаха быть милостивым и милосердным. Здесь подчеркивается и единство, поскольку нам как раз говорилось о Кибле как символе единства. И здесь же мы переходим к теме единства в многообразии природы и в закономерностях человеческого общества (Йусуф Али). []
  2. Слово «дабба» переводится здесь как «животные». Оно означает всех животных, пресмыкающихся, насекомых и т. д., участвующих в природных процессах (Прим. переводчика). []
  3. 331 Этот аят символическим образом связан с предыдущим, в котором перед нашим взором предстает Аллах, наш Единый Господь и Творец. Нам говорится, что мы легко можем понять великую Истину о единстве Аллаха, если, имея чистое сердце и разум, наблюдая за природными явлениями и относясь к ним с пониманием, мы будем в состоянии распознать в них знамения Аллаха. Различные явления природы представляются как знамения и символы Аллаха, поскольку правильное наблюдение за ними подтверждает великие истины, ниспосланные человеку в пророческом Послании. Существует лишь один Аллах — вся природа представляет собой неопровержимое доказательство этого факта. Удивительные знамения во Вселенной красноречиво свидетельствуют об этом, позволяя распознать единство замысла в неизмеримой многогранности и увидеть за этим волю Создателя, скрывающуюся за всеми природными явлениями.
    Чувственное восприятие людей четко подтверждает — если, конечно, они правильно пользуются своими органами чувств, — истины, данные человеку через божественные Послания. Природа олицетворяет великий замысел — а разве таковой возможен без созидательных способностей Великого Создателя? Особая прелесть природы, распознавать которую нас учит Коран, таится в зеркальном отражении воли Создателя. Ведь все явления природы окрыляют нас в восприятии духовной действительности (Сиддики).
    Сравни суру 10:6 и соответствующие примечания (Прим. переводчика). []

Обсуждение закрыто.