16:9 Значение и смысл

И Аллаху подобает указывать верный путь1 потому что есть ложные пути2 И, если бы Он хотел3 Он бы всех вас направил путем праведности4

  1. Через материальные вещи путь всегда ведет к Аллаху. Но некоторые люди так захвачены материальным, что не видят никаких указаний на духовное. Аллах мог бы заставить их идти по верному пути, но Его воля и замысел предусматривают воспитание воли человека, как это происходит через знамения в природе и в Откровении (Йусуф ‘Али).
    Путь, к которому следует стремиться, — это прямой путь к цели, а не кривой (Кутб).
    Досл. : «Аллаху подобает указание цели на пути»; это значит — нравственные и этические цели, содержащиеся в представлении о «прямом пути». Выражение «Аллаху подобает» указывает (как в суре 6:12 и 54) на то, что «Он Сам Себе предписал милосердие». Иными словами, Аллах указывает верный путь всякому, кто готов следовать по нему (Асад). []
  2. Есть и другие пути, которые к Нему не ведут (Дарйабади).
    Нельзя себе представить, чтобы Аллах, так позаботившийся о сохранении животной жизни, ничего бы не сделал для того, чтобы человек достиг своей истинной и высшей цели. Как Он дал ему все необходимое для жизни, так Он удовлетворяет через Своих пророков и самую большую потребность человека. Вековой опыт показал, что человечество тогда проявляет свою беспомощность, когда стремится самостоятельно определить свой путь, потому что мудрость и разум человека ограничены, и он, опираясь только на них, не может сделать правильного выбора для устройства своей жизни (Маудуди). []
  3. Его воля была в том, чтобы сотворить человека, способного принять Руководство ко спасению и способного на заблуждения, чтобы он сам мог свободно выбирать. Поэтому одни люди идут по прямому пути, а другие — по ложным. Но при этом они никогда не выходят из воли и закона Аллаха, который дал людям этот выбор (Кутб). []
  4. Не обращая внимания на то, ищут они Руководства или нет (Дарйабади).
    Поскольку нравственность человека связана со свободой выбора между добром и злом, Аллах не навязывает человеку Своего Руководства, а дает ему решать: принять его или отвергнуть (Асад). []

Обсуждение закрыто.