16:4 Значение и смысл

Он создал человека из капли семени1 но тот стал явным противоборцем2

  1. Презренного и ничтожного (Ибн Касир).
    Ср. суры 18:37; 76:2; 80:17-19 и многие Другие (Прим. перев. ). []
  2. Какая огромная эволюция, какое начало и какой конец: от примитивной капли семени до человека, который возражает и прекословит, который осмеливается спорить со своим Творцом о Его бытии и Единственности, даже отвергать Его! (Кутб).
    Физическое происхождение человека низменно. И все же люди обращаются к материальным вещам и пренебрегают высшими ценностями в жизни или оспаривают их (Йусуф ‘Али).
    По Замахшари, возможны два толкования. «Будучи сначала каплей семени, материальной частицей, лишенной сознания и свободы движений, человек затем приобретает способность ясно выражаться, отстаивать свою точку зрения (за или против чего-то), смело вступая в спор и четко формулируя аргументы; это указывает на созидательную силу Аллаха». Или: «Человек (склонен) самоутверждаться в доводах против своего Господа и хранителя, отказываясь признавать своего Творца». Рази целиком разделяет первое толкование, потому что «в этих аятах подчеркивается доказательство существования мудрого Творца, а не бесстыдство человека и его склонность к нечестию и неблагодарности». Но, принимая во внимание суру 36:77-78 (ниспосланную гораздо раньше), я считаю, что оба эти толкования не исключают друг друга, а, скорее, дополняют, поскольку здесь подчеркивается разум как исключительное свойство человека, дающее ему возможность добиваться выдающихся успехов, но в то же время способное увести его на ложный путь (Асад).
    Если бы человек вспомнил унизительность своего рождения и раннего детства, то крепко бы подумал, прежде чем проявлять бунтарство и высокомерие к своему Творцу (Маудуди). []

Обсуждение закрыто.