14:35 Значение и смысл

Вспомни (время), когда Ибрахим сказал1 «Господь мой! Сделай этот город2 безопасным3 и сохра- ни меня и моих сынов4 от того, чтобы мы поклонялись идолам!5

  1. Эта молитва Ибрахима (мир ему!), праотца семитских народов и прообраза их религии, приведена здесь, чтобы проиллюстрировать некоторые пункты предыдущих аятов, а именно — как новое От-кровение в Мекке подтверждает и раскрывает всеобъемлющее Откровение о молитве и щедрости, любви к Аллаху и людям, понимании действий Аллаха в природе и о призыве к людям оставить идолопоклонство и неблагодарность. В ней четыре раздела: 1) В аятах 35-36 Ибрахим (мир ему!) говорит собственно о том, что его заботит. 2) В аятах 37-38 он молится о потомках («О, Господь наш!»), но в первую очередь о их старейшей ветви, о сынах Исмаила (мир ему!). 3) Аяты 39-40 содержат вновь личную просьбу, но упомянуты обе ветви его семейства, т. е. сыны Исхака и Исмаи-ла. 4) Аят 41 — это молитва о себе, о родителях и всех верующих; здесь образно показано, что в универсальности ислама должны быть благословлены все народы. Иерусалим с Моисеевым законом и Евангелием Иисуса был центром и символом иудейского народа, хотя Истина Аллаха и имеет всеобъемлющий характер. Мекка, центр арабского народа, должна была оставить свой родовой характер и стать вселенским городом, вопреки склонностям мекканцев (Йусуф ‘Али). Совершенный образец благодарного человека, постоянно поминающего Аллаха и, будучи благодарным Ему, дает нам Ибрахим (мир ему!) — отец пророков. Эта сура наполнена благоговением перед Аллахом и благодарностью Ему (Кутб).
    Эта молитва была сказана после возникновения Мекки (Ибн Касир).
    Переселив Хаджар и Исмаила (мир ему!) по велению Аллаха в Мекканскую долину (Дарйабади).
    Весь этот раздел (аяты 35-41), напоминает по форме молитвы Ибрахима (мир ему!) о единственном пути благочестия в глубочайшем смысле слова, который открыт человеку, — признание бытия Аллаха, Его Единственности и отрицания любого вида веры в «иные силы», якобы существующие при Нем (ср. аят 30). Поскольку эта молитва выражает благодарность за бесчисленные дары Аллаха, она примыкает к аятам 34 и 42 (Асад).
    Если в предыдущих аятах напоминается о богатых дарах Аллаха человечеству, то этот раздел содержит указание на особые дары Аллаха курайшитам. Они должны подумать о том, что Ибрахим (мир ему!) поселил их предков близ Каабы и сделал Мекку «городом мира», а Аллах в ответ на молитву Ибрахима благословил курайшитов. Они должны быть благодарны и начать новую жизнь (Маудуди). []
  2. Мекку (Дарйабади). []
  3. Безопасным местом, сделав этот район священным и свободным от войн (Дарйабади).
    Аллах внял мольбе Ибрахима (мир ему!) и сделал этот город безопасным. Но его потомки пошли иным путем, отвергали милость Аллаха, придавали Ему в сотоварищи иных существ и совращали других с пути Аллаха (Кутб).
    Этими словами Аллах обвиняет мекканских многобожников и напоминает им, что этот священный город был построен в первую очередь ради поклонения Аллаху Одному (Ибн Касир). []
  4. Это относится к прямым потомкам Ибрахима (мир ему!), а не к народам, произошедшим от них (Дарйабади). []
  5. Ср. суру 2:125-129. Ибрахим (мир ему!) построил (с Исмаилом) Каабу и просил благословения для работы и прощения всех рецидивов идолопоклонства, которые могли случиться в обеих ветвях его семейства (Йусуф ‘Али).
    Это большая милость Аллаха, когда сердце человека идет из мрака неверия и невежества к свету веры в Аллаха и познания Его Единственности (Кутб).
    Понятие «идолы» («аснам») не ограничивается изображением лжебогов, т. к. «ширк» (приписывание божественного могущества кому-то помимо Аллаха) может заключаться и в почитании внешних причин и средств, как то: богатства, власти, счастья, симпатий-антипатий и т. д., тогда как истинная вера в Аллаха состоит в отказе от всего этого и убежденности, что, кроме Аллаха, ни у кого нет никакой действительной власти (Асад). []

Обсуждение закрыто.