14:1 Значение и смысл

Алиф. Лям. Ра1 Вот Книга, которую Мы ниспослали тебе (как Откровение), чтобы ты вывел людей из мрака2 к свету3, с соизволения их Господа4 на путь5 Всемогущего, Достохвального6

  1. Об этих сокровенных буквах см. введение к суре 10 (Йусуф ‘Али). []
  2. Неверия (Аль-Джалалайн).
    Цель Откровения — вывести человечество из мрака заблуждений и суеверия, застывших обычаев, из дикости многобожия, хаоса ложных представлений и ценностей (Кутб). []
  3. Веры (Аль-Джалалайн).
    Свету, который освещает этот мрак, прежде всего в совести и в мышлении, а затем в действительной жизни, в ценностях, состояниях и обычаях. Вера в Аллаха есть свет, который загорается в сердце и освещает человеческое бытие. Вера в Аллаха есть свет, который просвещает душу, так что она находит путь к Аллаху. Вера в Аллаха есть свет, свет справедливости, свободы, познания, близости Аллаха и уверенности в Его справедливости и милосердии (Кутб). []
  4. Посланник может только передавать. Его задача в том, чтобы объяснять. Но выход людей из мрака к свету может осуществиться только по велению Аллаха, по Его законам (Суннат Аллах) (Кутб).
    Подчеркивается, что посланник Аллаха говорит не от себя, а от Аллаха. То, что он выводит людей из мрака к свету, происходит только по милости и милосердию Аллаха, а не по его силе и не по заслугам слушателей (Йусуф ‘Али). []
  5. Каждый, кто не идет путем Аллаха, блуждает во тьме невежества, даже если считает себя очень просвещенным и знающим. Кто же находит путь Аллаха, приходит к свету знания, даже если он не имеет образования.
    Аллах помогает тому, кто искренне хочет, чтобы Он направлял его, кто сам освобождается от узо-сти мышления, эгоизма и предрассудков и готов принять все разумное (Маудуди). []
  6. «Хамид» имеет более широкое значение, чем «махмуд». Последнее применяют к человеку, когда его хвалят. «Хамид» же обозначает того, кто всегда достоин хвалы, даже если его не хвалят, потому что это — свойство его характера (Маудуди).
    В этом и следующем аяте, где заканчивается эта фраза, упоминаются три свойства Аллаха: 1) Его превосходство над всем Его творением, 2) Его доброта, делающая только Его Одного достойным восхваления, 3) Его власть на небе и на земле. Поэтому Он не зависит от почитания людьми; Его доброта проявляется только ради человека и прочих творений. Он обладает полнотой власти над Своими творениями; поэтому Он может осуществить Свою волю и замысел (Йусуф ‘Али). []

Обсуждение закрыто.