13:38 Значение и смысл

Прежде тебя мы направляли посланников1 и давали им супруг и детей2 Не надлежит посланнику приводить знамения3, кроме как с соизволения Аллаха4 Для каждого времени было свое (ниспос- ланное) Писание5

  1. Ты послан Нами так же, как посланники до тебя, которые были, как все люди, имели жен и имели от них детей, как все люди (Ибн Касир).
    Этот аят был ниспослан в ответ на упреки в многоженстве со стороны противников пророка (Аль- Джалалайн). []
  2. Ты такой же, как они (Апь-Джалалайн).
    Кроме одного, все пророки, о которых есть подробные сведения, имели жен и детей. Единственное исключение — Иса (мир ему!), сын Марйам. Но он прожил короткую жизнь, и его проповедь продолжалась только три года. Его миссия была ограниченной, он не должен был заниматься многочисленными проблемами общества или государственности. Мы почитаем его, как и других пророков, но это не значит, что его весть распространяется на все сферы жизни, как весть пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!). Нормального человека нельзя упрекать, если он живет, как нормальный человек. Особо достойно похвалы, если он подает пример добродетели, как Мухаммад (Йусуф ‘Али).
    Нет никакого противоречия между семейной жизнью и пророческой миссией, и нет ничего небла-гочестивого в браке и брачной жизни. Это отповедь христианским представлениям о том, что рож-дение детей якобы препятствует духовной жизни. Под влиянием учения Павла безбрачие получило преимущество перед брачной жизнью с тем обоснованием, что брак и брачные отношения как бы нечисты. Во многих религиях, особенно в буддизме и христианстве, есть монашеские ордена, члены которых живут безбрачно, а на брак и семью смотрят как на что-то низшее (Дарйабади).
    Они были смертными, как все другие люди, и не имели «сверхъестественных» свойств. Одновре-менно аят косвенно подчеркивает ценность естественной физической жизни человека (в выражении «супруг и детей») и отвергает чрезмерный аскетизм и самоистязание как якобы желательный «путь к Аллаху» (Асад). []
  3. Или аят Святого Писания (Дарйабади). []
  4. По Его мудрости и в тот момент, который Он изберет (Кутб).
    Ни один посланник не творил «чудес» и не являл «знамений» без воли Аллаха. Воля Аллаха есть премудрый, всеобъемлющий замысел, составленный не ради пользы одного народа или общины в какой-то стране или в какую-то эпоху (ср. следующий аят). Самым большим чудом в истории был и остается Коран. Мы сегодня так же ценим его красоту и выразительность, как люди во времена пророка, и даже больше, потому что увеличились знания о природе и творении Аллаха (Йусуф ‘Али).
    Людям не подобает по собственной инициативе возвещать «заповеди» Аллаха (Дарйабади). Ср. суру 6:109 и примечания (Асад). []
  5. Слово «китаб» («книга») я перевел как «ниспосланное Писание». Но оно может означать и «требова-ние/предписание закона» или «обязательное постановление». В конечно счете, смысл тот же: по мудрости Аллаха, Его весть в каждую эпоху обновляется (Йусуф ‘Али).
    С законами, соответствовавшими своему времени. Поэтому беспредметно возражение, будто Ко-ран в разных заповедях отходит от требований прежних Откровений (Дарйабади). Ад-Даххак ибн Музахим так интерпретировал эту фразу: каждая Книга, ниспосланная Аллахом, имеет определенный срок. С каждой следующей Аллах отменяет часть прежней и подтверждает оставшееся. Но с Кораном отменены все прежние Книги (Ибн Касир).
    Ср. суру 5:51 и примечания, где объясняется последовательность Откровений, которая имеет за-вершение и увенчание в Коране(Асад). []

Обсуждение закрыто.