13:3 Значение и смысл

Он — тот, который распростер землю1 утвердил на ней горы2 и создал реки3 И из каждого вида плодов Он сотворил пару4 Он покрывает день ночью5 Поистине, в этом знамения для людей размышляющих6

  1. Здесь имеется в виду не форма земли, а ее протяженность в восприятии наблюдателя (Кутб). И земля — не божество, а нечто беспомощное, сотворенное, как и вся Вселенная (Дарйабади), []
  2. Которые не являются ни жилищем, ни олицетворением божественных сил, как нередко считали суеверные люди (Дарйабади). []
  3. Это творения Аллаха, а не «матери» и не «охранители». Языческие народы часто молились рекам; так, кельты считали их божественными, плодородными матерями, а древние египтяне почитали Нил как мужчину. Известны также индийские речные культы (Дарйабади). []
  4. Попарно: сладкие и кислые, маленькие и большие и т. п. Но это может относиться и к роду растений (Дарйабади).
    Растения, как животные, имеют систему размножения. Во многих случаях в одном цветке есть и тычинки, и пестики, но иногда они бывают в разных цветках и даже в разных растениях. Финиковая пальма в Аравии и папайя в Индии — это примеры «двудомных» растений (Йусуф ‘Али).
    «Завдж» обозначает либо «пару», либо «часть пары». Если за двойственным числом «завджан» следует числительное «иснан» («два»), то это всегда значит «состоящая из двух полов пара». Поэтому эта фраза говорит, что существуют два пола каждого растения, что полностью соответствует выводам ботаники (Асад). []
  5. Ср. суру 7:54 и примечания. Весь тот раздел можно сравнить с этим. И схожесть, и отличия показывают, насколько близки эти мысли, и как они выражаются в определенной связи (Йусуф ‘Али).
    Если в предыдущем аяте в качестве иллюстрации привлекались небесные знамения, то здесь следуют земные. 1) «Тавхид» («Единственность Аллаха»): то, что земля тесно связана с прочими небесными телами, способствующими возникновению на ней жизни, и что горы и реки так тесно связаны с жизнью, является ясным указанием на то, что все это не могло быть создано разными божествами — иначе была бы невозможна гармония и согласованность. 2) Воскресение: эта чудесная планета Земля есть великое знамение того, что ее Творец, Всемогущий, может вернуть к жизни мертвых, если пожелает. Она обращается во Вселенной вокруг Солнца, несет высокие горы и великие реки, производит разнообразные плоды и вращается с точной регулярностью дня и ночи. Все это свидетельствует о безграничной власти Творца. Поэтому неразумно думать, будто Он не может воскресить мертвых. 3) Ответственность: земля со всеми ее чудесными знамениями дает
    ясное указание на премудрость Творца. Поэтому невозможно себе представить, чтобы Он сотворил человека, самое благородное из творений, без всякого смысла. Как в картине мироздания видна Его мудрость, так же совершенно ясно, что жизнь человека имеет смысл, и она не завершается достижением своей цели. Человек призывается Творцом к ответу за выполнение миссии, возложенной на него Аллахом (Маудуди). []
  6. О творении Аллаха (Аль-Джалалайн).
    Все эти великие события доказывают думающему человеку силу и славу Аллаха (Дарйабади). []

Обсуждение закрыто.