13:17 Значение и смысл

Он низвел с неба воду1 чтобы (некогда сухие) речные ложа2 наполнились по своей мере. Но течение несет пену на поверхности3 И на том, что они плавят на огне4 чтобы сделать украшение или предмет утвари, тоже пена5 Так Аллах показывает истину и ложь6 Пена7 пропадает, как пузыри. А то, что полезно людям, остается на земле8 Так Аллах делает сравнения9

  1. В этом аяте много образности. 1) Аллах посылает дождь и посылает его всем. Вода течет по кана-лам до полной их вместимости. В некоторых течение медленное, в других — быстрое. Некоторые образуют большие реки и орошают целые местности. В некоторых вода прозрачна, и на дне видна отполированная галька. В некоторых можно ловить вкусную рыбу, а в некоторых живут крокодилы и вредные насекомые. Итак, есть разные ручьи, реки и озера. Так же и с дождем милостей Аллаха, знанием и руководством ко спасению, которые Он посылает. Все могут их воспринимать. По своим способностям и задаткам они будут пользоваться ими по-разному. 2) В физическом мире вода чис-та и нужна. Но в определенных условиях образуется пена. Как течение уносит пену и очищает во-ду, так и поток милости Аллаха уносит нашу духовную пену. 3) Пена поднимается на поверхности воды, но не надолго. Так и бессмысленное знание: оно пропадает, а Истина Аллаха остается (Йусуф ‘Али). []
  2. Вставка в моем переводе — «(некогда сухие) речные ложа» — нужна, потому что перед словом «ав- дийа» («речные ложа») нет определенного артикля. По Замахшари, это указывает на то, что не все речные ложа наполнены водой, некоторые и после дождя остаются сухими. «Вад» («вади» в обычном словоупотреблении) обозначает в первую очередь сухое речное ложе, которое наполня-ется водой только после обильного дождя; для обозначения реки этот термин подходит только условно (Асад). []
  3. Грязь, которую несут реки, всплывает на поверхности в виде пены (Кутб). Но вода под ней остается чистой (Асад).
    Травлю и пропаганду противников ислама можно сравнить с поднимающейся пеной, которая плы-вет на поверхности воды, а потом исчезает (Маудуди). []
  4. Имеются в виду золото, серебро и медь (Аль-Джалалайн).
    Руда — это еще один образ: 4) В ней много примесей, но огонь отделяет шлаки от золота для украшений и 5) от железа для орудий труда. Огонь соответствует испытанию Аллаха — будь то трудностями или изобилием, в результате чего в нас кристаллизуется доброе ядро, а шлаки отделяются. Это показывает нам то, что ценно и полезно, в противоположность пене бесполезности, которую мы собираем, путая ее с подлинным знанием (Йусуф ‘Али). []
  5. Предметы обихода (Дарйабади).
    Вполне естественно появление пены, когда металлы плавят, чтобы их очистить. Такую же роль иг-рают злые люди, преследующие добрых, которым, чтобы очиститься, надо пройти огонь пресле-дований (Маудуди).
    Пена, образующаяся на поверхности расплавленного металла, имеет ту же природу, что и на по-верхности воды. Она содержит шлаки и отходы (Аль-Джалалайн). []
  6. Этими примерами Аллах заставляет человека задуматься (Сафват аль-Байан). []
  7. Это примеры истины и обмана в этой жизни. Ложь скапливается на поверхности, вздувается, ка-жется большой и могучей, но в сущности она — лишь пена и отбросы, без действительного содер-жания и сущности и скоро пропадает (Кутб). []
  8. В отличие от этого, правда остается жить, как живая вода и чистый металл (Кутб). []
  9. С правдой и добродетелью (Дарйабади). Истины с ложью. (Сафват ат-Тафасир) []

Обсуждение закрыто.