13:16 Значение и смысл

Спроси1 : «Кто есть Господь не- бес и земли?» 2 Скажи:. «Аллах». 3 Спроси: «Избрали вы себе покровителей помимо Не- го, которые не могут ни помочь, ни повредить себе?» Спроси: «Разве слепой равняется зрячему4 или тьма свету?» 5 Или они придали Аллаху сотоварищей6 которые создали то же, что создал Он, и это творение7 кажется им равноценным? Скажи: «Аллах есть Творец всех вещей, Он единственный, властный». 8

  1. «Спроси, о Мухаммад, у своего народа!» (Аль-Джалалайн)
    «Рабб» обычно переводят как «господин», «Господь», но оно имеет в арабском еще значения «под-держивать», «сохранять», «дать созреть». Ср. суру 1:2 (Йусуф ‘Али). []
  2. Спроси, о Мухаммад, у идолопоклонников: «Кто есть Творец неба и земли и кто их Хранитель?» Этот вопрос служит поношению идолов и издевательству над ними. Ведь многобожники поклоняются идолам, которым они молятся вместо Аллаха. (Сафват ат — Тафасир)
    На этот вопрос они не должны отвечать, потому что ответ дан раньше (ср. аят 15), но теперь ответ дается не в видимом знамении, а на словах (Кутб). []
  3. Вопрос выражает неодобрение (Кутб).
    Хотя вопрос адресован неверующим, Аллах призывает посланника ответить на него «Аллах». Спрошенные медлили. Они не могли сказать, что это не Аллах, потому что веровали, что Аллах есть Творец всех вещей. С другой стороны, они не могли так просто признать этот факт, потому что признание «тавхида» (Единственности Аллаха) уже не оставляло почвы для их многобожия. Они медлили, потому что признавали слабость своей позиции (Маудуди).
    Ср. суру 5:79 (Йусуф ‘Али).
    Они совершенно беспомощны и ни на что не способны (Дарйабади). []
  4. Слеп тот, кто не может видеть бесчисленных знамений Единственности Аллаха, хотя они распро-странены по всей Вселенной. Зрячий же тот, кто в каждой частице Вселенной, в каждом листочке и стебельке видит знамения, указывающие на Творца (Маудуди). []
  5. «Свет» значит здесь свет познания Истины, которым обладали пророк и его сторонники. Противовес этому — тьма невежества, в которой блуждали неверные. Зачем же было тем, кто имел свет, гасить его и, подобно невежественным, блуждать во тьме? Кто не знает ценности света, может быть, так и поступает. Но кто действительно знает свет, сможет отличить его от тьмы и предпочтет ясно видеть свой путь (Маудуди).
    Как ясно различие между зрячими и слепыми, между светом и тьмой, так же хорошо видно различие между истиной и ложью. Под зрячими и слепыми подразумеваются верующие и неверующие (Кутб). []
  6. Этот аят можно разделить на шесть частей, из которых каждые две будут состоять из вопроса и ответа. Кроме пятой части, каждая начинается словом «спроси». Пятая часть («или они придали Аллаху сотоварищей?») начинается не со «спроси», потому что здесь косвенная речь (Йусуф ‘Али). «Сотоварищей», т. е. существ, которые якобы имеют часть во власти Аллаха или Его созидатель-ной силе (Асад). []
  7. Сарказм направлен против людей, которые должны бы видеть, что все сотворено Аллахом, а почитаемые ими боги не в состоянии ничего сотворить, потому что сами сотворены (Кутб).
    Хотя слово «халк» («творение» или «акт творения») часто метафорически относят к человеческой деятельности, есть принципиальные различия между творениями художника, поэта или философа и актом творения Аллаха. Если человек создает свое произведение из существующих предметов и всего лишь составляет новую комбинацию их, то только Аллах может творить в подлинном смыс-ле, т. е. вызвать к бытию то, чего прежде не существовало ни как целое, ни как его части (ср. суру 2:117 «Когда Он решает о какой-то вещи, то только говорит ей: ‘Будь!’ — и бывает»). В этом смысл намека на ложное представление, будто какое-то существо или сила, помимо Аллаха, могло со-творить нечто подобное тому, что сотворил Он (Асад). []
  8. Он — Единственный Творец, и Единственный, кому все подчинено (Кутб).
    Поскольку Он — Единственный Творец, только Ему подобает поклонение (Аль-Джалалайн).
    Слово «каххар» значит дословно «тот, кто правит всем и кому все подвластно». То, что Аллах поэтому Единственный и Всемогущий, явствует из упомянутого прежде факта, что Аллах — Единственный Творец всех вещей. Логично, что Творец всех вещей должен быть Единственным, потому что все прочие вещи — Его творения. Поэтому ничто не может сравниться с сущностью, признаками, властью или правом Творца. Все творение подчинено Его власти, потому что нельзя себе представить, что Творец создает нечто, что выходит из-под Его контроля. Кто признает Аллаха Творцом, должен признать Его Единственность и всемогущество. После этого не должно быть оснований для поклонения еще кому-то, кроме Него (Маудуди). []

Обсуждение закрыто.