Гром1 возвещает Ему хвалу, как это делают ангелы2 из страха перед Ним. Он посылает молнию и поражает ею, кого хочет3 А они (после всего) спорят об Аллахе4 Он строг в возмездии5
- Даже гром, который вас пугает, по сравнению с Ним — безобидная, полезная сила, которая восхва-ляет Его, как и все творение. Так что «гром» — подходящее название для суры, полной противопо-ложностей, как эта, где вещи, кажущиеся страшными, в действительности оказываются послушны-ми орудиями в руках Аллаха (Йусуф ‘Али).
Для всех, имеющих уши, чтобы понять смысл этого раската, гром есть возвещение Единственно-сти Аллаха, тогда как для человека, имеющего уши животного, это всего лишь шум. Он возвещает, что Аллах, изводящий из морей облака и посылающий их, куда хочет, направляет из них молнии и, наконец, проливает дождь, и Он достоин всякой хвалы (Маудуди). [↩] - И ангелы, о которых мы думаем, что они — прекрасные существа, полные власти и славы, близкие к Аллаху, чувствуют благоговение и уважение, когда восхваляют Его святое имя (Йусуф ‘Али).
Этим отвергается заблуждение невежественных людей, почитающих ангелов божествами и дума-ющих, будто они являются сотоварищами Аллаха. Они не сотоварищи, а Его послушные рабы, ко-торые восхваляют Его и исполнены благоговения перед Ним (Маудуди). [↩] - Все делает Аллах всемогущий, а не какой-то бог-громовержец, как Зевс древних греков, Юпитер римлян или Индра индусов (Дарйабади). [↩]
- О Его трансцендентальной природе или сущности Его естества (Асад).
Многобожники все еще решаются среди этих страшных природных явлений, которые свидетельст-вуют о присутствии Аллаха и Его Единственности и прославляют Его, спорить об этом, даже при-давать Ему других богов (Кутб). [↩] - По Раджибу, выражение «шадидул-михал», встречающееся в Коране только один раз, означает то-го, кто «силен в замысле, скрытом от человека, в котором заложена большая мудрость» (Асад).
Кто есть человек, сомневающийся в Аллахе? (Йусуф ‘Али)
«Михал» значит: уловка и хитрость, замысел и сила, наказание и мука. Поэтому «шадид — ул михал» значит: строг в пересиливании Своих врагов (Сафват аль-Байан). [↩]