Он сказал: «Я жалуюсь на свою тоску и печаль только Аллаху1 а от Аллаха я знаю то, чего не знаете вы2
- И не жалуюсь смертным (Дарйабади).
… и только Аллаху, потому что только жалобы Ему помогают (Аль-Джалалайн).
Йакуб (мир ему!) жалуется Аллаху на себя самого, а не на Его дела. Он сожалеет о своей рассе-янности и о том, что порой переходит границу терпения, которую сам положил себе (Йусуф ‘Али). [↩] - Он знал милосердие и великодушие Аллаха по отношению к человеку так, как не могли знать его дети, бывшие пустыми людьми. Его совершенная вера подсказывала ему, что все кончится хорошо. Как видно из его повеления в следующем аяте, он никогда не терял надежду на встречу с Йусуфом (мир ему!) (Йусуф ‘Али).
А именно, что все предопределения принадлежат Аллаху и что все, верующие в Него, должны на Него полагаться (см. аят 67). Эти две мысли лежат в основе всей суры, и здесь Йакуб (мир ему!) пытается внушить их своим сыновьям. Воспоминание о пророческом сне Йусуфа (см. аят 4) и убе-ждение в том, что Аллах избрал Йусуфа (мир ему!) для Своей особой милости (аят 6), исполняют его новой надеждой (Асад).
Слова этого доброго человека выдают его несокрушимую веру в своего Господа (Кутб). Он всегда был убежден, что сон Йусуфа — истина и что он жив (Аль-Джалалайн). [↩]