12:67 Значение и смысл

Он сказал: «О сыны мои! 1 Не входите одними воротами2 а входите разными воротами 3 Я не могу изменить решения Аллаха о вас. Предопределение только от Аллаха4 На Него я возлагаю надежду, на Него должны полагаться все полагающиеся».

  1. После этого Йакуб (мир ему!) дает сыновьям советы, которые казались ему важными для предсто-ящего путешествия, в котором их спутником будет младший брат (Кутб). []
  2. Толкователи упоминают восточный или иудейский обычай, по которому члены большого семейства из опасения «сглаза» никогда не появлялись все вместе. Но будь то на Востоке или Западе, будь то обычай или суеверие — большая семья из десяти или одиннадцати человек не должна была в полном составе отправляться в другую страну. В данном случае была еще одна важная причина — ведь Йакуб (мир ему!) имел большой жизненный опыт, как видно из следующего аята. Целых одиннадцать чужестранцев, одетых в свои одежды, говорящих на чужом языке, путешествующие в неспокойные времена с какой-то непонятной целью — разве не вызовут они подозрения, если появятся где-то вместе? Не сочтут ли их шпионами или замышляющими преступление? В аяте 73 сказано о таком подозрении. Если они придут в столицу поодиночке, то не привлекут к себе внимания. Йакуб (мир ему!) настоятельно советовал им принять все мыслимые меры безопасности. Как посланник Аллаха он предупреждает их, что все меры, принимаемые людьми, не принесут пользы, если будут направлены против воли и закона Аллаха. Это они должны были понять в первую очередь и соответственно поступать; они больше должны полагаться на Аллаха, чем на человеческие поступки, человеческие учреждения или меры предосторожности, какими бы ценными и разумными они ни были (Йусуф ‘Али). []
  3. Чтобы не обращать на себя внимания в чужой стране и не стать жертвой козней (Асад).
    Такую заботу Йакуба (мир ему!) следует объяснить тем, что братьев должен был сопровождать его младший сын Бенйамин. Он был озабочен его безопасностью, потому что имел печальный опыт, связанный с Йусуфом (мир ему!). Полностью полагаясь на Аллаха и принимая Его волю, он здесь дает своим сыновьям советы относительно мер безопасности. Поскольку исраилиты на восточной границе Египта жили независимыми родами, к ним, как ко всем кочевникам на границе, относились с недоверием. Поэтому Йакуб опасался, что они сразу вызовут подозрение, если войдут в столицу группой, особенно в эти трудные времена. Их могут принять за шайку бандитов и соответственно отнестись к ним. Поэтому он не только напутствовал их добрыми советами, но и признался, что не вменит им в вину, если какая-то сила помешает им исполнить обещанное (Маудуди). []
  4. Он имеет в виду предопределение Аллаха, от которого не может уйти человек, какие бы меры пре-досторожности он ни принимал (Кутб). []

Обсуждение закрыто.