12:55 Значение и смысл

Он сказал: «Назначь меня управляющим всеми хранилищами в стране1. Я — хранитель знающий». 2

  1. Теперь Йусуф (мир ему!) занимал при царе должность доверенного со всеми полномочиями. Он мог бы с достоинством наслаждаться жизнью, пользоваться выгодами и свалить трудную работу на других. Это было не характерным для него, и это не характерно для всех, кто действительно хочет быть полезным. Самую трудную и неблагодарную работу он делал сам. Нужно было в изобильные годы создать запасы, чтобы пользоваться ими в голодные. Он добровольно взялся за это, а также за сооружение и охрану хранилищ по той простой причине, что лучше всех других знал положение и был готов сам взяться за неблагодарную работу (ограничивать потребление во время изобилия), а не поручать ее другому (Йусуф ‘Али). []
  2. Надо было устраивать житницы и охранять их, потому что от этого зависела жизнь тысяч людей (Дарйабади).
    Йусуф (мир ему!) не намеревался пользоваться благоприятным моментом для получения личной выгоды, но был достаточно умным, чтобы попросить должность в нужный момент, потому что хотел одолеть тяжкую беду, отвечая за питание целого народа и народов соседних стран на протя-жении семи лет. Такую работу, конечно, нельзя назвать выгодной. Это было бремя, которое никто другой не мог взять на себя (Кутб).
    Из следующих аятов ясно, что его просьба удовлетворена, так что он мог выполнять свою задачу (Асад).
    Это не просьба о какой-то должности, а предложение использовать его возможности. Все были убеждены, что он был единственным, кто знал, как лучше всего использовать ресурсы страны; как только он сказал о своей готовности принять ответственность, ему охотно поручили этот пост. Это не ограничивалось обязанностями «министра экономики» или «специалиста по кризисным ситуациям», как неверно считали некоторые толкователи, но — как подтверждается Библией и Талмудом — Йусуф получил все привилегии и полномочия правителя. Поэтому далее в аяте 100 сказано, что «он сидел на троне», а в аяте 72 его называют «царем». Сам он благодарил Аллаха за то, что Он дал ему власть («мулк»). Наконец, Аллах в аяте 56 подтверждает, что дал ему власть, и поэтому он имел право владеть любой частью страны, какой хотел. Ср. В. З., книга Бытие (41, 40-45). Благодаря этому положению, Йусуф получил возможность выполнять закон Аллаха и утверждать правду и справедливость.
    Поведение Йусуфа часто истолковывали так, что он, несмотря на то, что был пророком, предлагает свои услуги безбожной системе и заключает компромисс, чтобы применять безбожные принципы. Это противоречит его словам в аяте 40 («власть только у одного Аллаха») и возвещенным им же в темнице принципам монотеизма, потому что египетский царь сам требовал божественных почестей. При такой неверной интерпретации мусульмане стали бы следовать иудеям, которые во времена упадка изображали своих пророков и святых как низких людей. Так же вели себя мусульмане при немусульманской власти, желая ей служить, в чем им мешала традиция жизни их предков. Чтобы успокоить свою совесть, они предлагали такие ложные толкования. В действительности же жизнь этих пророков учит, что даже один-единственный мусульманин своим безупречным характером, своей верой и высоким разумом, а также последовательностью может вызвать исламскую революцию — без оружия и технических средств (Маудуди). []

Обсуждение закрыто.