12:42 Значение и смысл

И сказал1 тому, который (по его предсказанию) должен был спастись: «Расскажи обо мне своему господину2 Но, по наущению шайтана, он забыл это сделать3, и он пробыл в темнице еще несколько лет4

  1. Вероятно, незадолго до выхода его на свободу (Дарйабади) []
  2. Толкуя сны и проявляя дружелюбие к другим узникам, Йусуф (мир ему!) не говорит о себе. Только когда исполнился сон виночерпия, когда он вышел на свободу и вновь занял свою должность, мо-жно себе представить, как он прощается с Йусуфом и спрашивает, что он может сделать для него. Йусуфу не надо было никакой милости, меньше всего от царя и придворных. Ему довольно было милости от Аллаха. Но у него была важная миссия, которую он не мог выполнить, будучи в за-ключении, — ради Египта, царя и всего мира. Если бы виночерпий сказал о нем царю, но не прося о нем, а потому лишь, что справедливость царя была под вопросом, пока он держал в темнице не-виновного, то это могло было стать полезным для царя и для Египта. Поэтому он попросил: «Скажи обо мне царю» (Йусуф ‘Али).
    Ср. В. З., книга Бытие (40, 14-15) (Дарйабади). []
  3. Замысел Аллаха не допускает, чтобы Его избранные попадали в положение, когда они обязаны земным правителям. Виночерпий тоже был лишь человеком. Когда он вернулся к жизни при дворе, он забыл своего сотоварища, который находился в темнице. Тем самым он следовал низменной стороне своей личности, которой руководит шайтан — воплощение зла, важная движущая сила в нашей жизни (Йусуф ‘Али).
    Ср. В. З., книга Бытие (40, 23) (Дарйабади) []
  4. «Вид»‘ — число от трех до девяти (Аль-Манар).
    Некоторые толкователи так объясняли этот аят: шайтан заставил Йусуфа (мир ему!) забыть Аллаха, так что он возложил надежду на человека, а не на Аллаха, и ждал от него освобождения. Поэтому Аллах оставил его на несколько лет в тюрьме. Такое толкование совершенно неверно, потому что местоимение «его» однозначно относится к тому, кто должен был выйти из темницы. Цитируемые порой в этой связи ахадисы не только научно неубедительны, но и противоречат разуму, потому что человек, несправедливо заключенный в тюрьму, старающийся выйти на свободу, не отворачивается от Аллаха и его нельзя упрекнуть в недостаточном уповании на Него (Маудуди). []

Обсуждение закрыто.