12:41 Значение и смысл

О мои сотоварищи1 по темнице один из вас2 будет подавать своему господину вино3 А другой из вас4 будет распят, и птицы будут клевать ему голову5 Дело, о котором вы спросили, решено6

  1. Выполнив свой великий долг в духовных делах, Йусуф (мир ему!) теперь переходит к тому, что ин-тересовало их, т. е. к их снам и значению их для будущего. Обратите внимание, как этим обращением он вновь показывает свое расположение. Для одного у него добрая весть, для другого — плохая. Он не тратит слов, а кратко говорит суть. Он говорит правду, надеясь, что великие духовные истины, которые он сообщил прежде, будут для них важнее, чем благополучие или беда на земле (Йусуф ‘Али). []
  2. Это сказано о виночерпии (Дарйабади). []
  3. Возможно, выяснилось, что он не совершал никакого преступления, и поэтому вновь обрел распо-ложение царя. Он опять будет подавать царю напитки и пользоваться его доверием. Насколько же больше добра он мог теперь делать после того, как Йусуф (мир ему!) оказал на него духовное вли-яние! Знакомство с Йусуфом значило для него больше, чем возвращение к прежней должности. Но он не был совершенным, как мы сейчас увидим (Йусуф ‘Али).
    Ср. В. З., книга Бытие (40, 12-13) (Дарйабади) []
  4. Это сказано о царском хлебопеке (Дарйабади) []
  5. Хлебопеку Йусуф (мир ему!) сообщил плохую весть, не держа его долго в напряжении. Может быть, выяснилась его вина, может быть, он был замешан еще в чем-то. Он должен быть казнен, а тело брошено хищным птицам. Если он действительно был виновен, то Йусуф научил его раскаянию в грехах, чтобы в будущей жизни он был бы в выигрыше так же, как был в проигрыше в этой. Если же он был невиновен, то смерть для него ничего не значила. Йусуф дал ему более высокую и устойчивую надежду в будущей жизни (Йусуф ‘Али).
    Ср. В. З., книга Бытие (40, 18-19) (Дарйабади). []
  6. Это выходит за рамки толкования снов. Тем он приоткрыл завесу будущего на основании получен-ного от Аллаха знания. Так он доказал свою правдивость, чтобы подкрепить свои слова (Аль-Манар).
    Здесь Йусуф (мир ему!) впервые выступает как проповедник истинной веры. До этого Коран изоб-ражал его как человека высоких этических принципов, но ничего не говорил о его вести. Из этого можно сделать вывод, что это было время подготовки, а избрание на пророческое служение со-вершилось только в заточении.
    Здесь впервые он открывает другим свою духовную природу. Прежде он терпеливо переносил все, что с ним происходило, и никогда не говорил о своем родстве с Ибрахимом (мир ему!) и другими пророками. Поскольку эти пророки были известны, он мог бы пользоваться их именами для своей выгоды. Караванщики — будь они мадианитами или потомками Исмаила — приходились близкими родственниками его семье, а египтяне знали хотя бы Ибрахима (мир ему!). Но Йусуф (мир ему!) всем этим не воспользовался. Вероятно, он сам знал, что все, что с ним происходило, служило его воспитанию. Но теперь для его миссии важно открыть свою природу, чтобы показать: он не соби-рался распространять новую религию, а возглашал ту же истину, что и его предшественники-про-роки.
    Если у человека есть намерение что-то сделать и мудрость, он найдет средства и пути, чтобы со-общить свою весть другим. Здесь мы видим, что Йусуф воспользовался просьбой своих сотовари-щей, чтобы направить разговор в нужном направлении. Но здесь нужно проявить внимание, чтобы отличить намеренное использование благоприятной возможности от эмоциональной речи несдер-жанного человека, который ставит раздраженных слушателей перед неожиданным фактом и про-воцирует тем самым их неприятие. Здесь мы также узнаем, как мы можем возвещать Послание Аллаха. Йусуф не начинает объяснять подробности веры и практической жизни, но говорит о принципиальных вещах, отличающих верующего от неверующего, т. е. о Единственности Аллаха и о идолопоклонничестве. Он делает все так хорошо, что это должно убедить всякого разумного человека. Он не требует от них принять его веру и отвергнуть свою, но обращает их внимание на факт, что милость Аллаха позволяет нам не поклоняться никому, кроме Него (Маудуди). []

Обсуждение закрыто.