11:87 Значение и смысл

Они сказали: «О Шу’айб! Повелевает ли тебе твоя молитва1 чтобы мы оставили то, чему поклонялись наши отцы2 или чтобы мы не распоряжались своим имуществом, как хотим?3 Ты ведь кроткий и рассудительный». 4

  1. Они не понимают или не хотят понять, что молитва есть логичное требование веры и выражение готовности служить Аллаху. Они не могут осознать, что вера без исповедания единственности Аллаха и отказа от всего, чему поклонялись они сами и их предки помимо Него, существовать не может. Им также совершенно чуждо то, что все вопросы жизни и деловых отношений должны быть ориентированы на закон Аллаха (Кутб). []
  2. Этими словами они хотят выразить свое удивление и неодобрение по поводу того, что молитва могла заставить его поступать честно. В свою очередь, он хочет побудить их оставить идолов, которым молились их предки, чтобы попросить за них Аллаха (Аль-Манар).
    Заставляет ли тебя твоя молитва призвать нас оставить религию наших предков? Здесь поясняется, к чему ведет абсолютизация обычаев и нравов (Дарйабади).
    Противники Шу’айба (мир ему!) насмехались над молитвой, потому что это самое первое и важное внешнее религиозное действие, которое ненавистно безбожным и злым людям. Эту ненависть можно видеть и сегодня, потому что все, сознательно обращающиеся ко злу, воспринимают религиозные действия как самую большую угрозу для своего образа жизни. Поскольку они смотрят на молитву как на символ грядущих споров, они смеются над молящимися, потому что знают, что религиозные люди не удовлетворяются личным совершенствованием и развитием, но оказывают влияние и на других (Маудуди). []
  3. Какое отношение имеет религия к нашей хозяйственной жизни? (Дарйабади).
    Не думая о правах и нуждах других, особенно бедных. Поэтому в следующей фразе они так саркастически отзываются о милосердии и благочестии Шу’айба (мир ему!) (Асад).
    Своекорыстные и ориентированные на материальное люди насмехаются над духовными вещами — молитвой и поклонением Аллаху — и одновременно настаивают- на своих имущественных правах, как будто нет более важных прав, кроме права собственности (Йусуф ‘Али).
    Эти две вещи отличают «путь невежества» (джахилийа) от «пути ислама». «Путь невежества» основан на мнении, будто нужно следовать образу жизни предков по той простой причине, что это получено в наследство. А второе ложное представление заключается в том, что вера и религия якобы занимаются только религиозными делами и не имеют ничего общего с повседневной жизнью, в которой человек волен поступать, как ему заблагорассудится. Вероучение ислама же говорит о том, что любой путь, который не основан на личной преданности Аллаху, является неверным, потому что при испытании его критериями разума, знания и Откровения он оказывается ложным. Кроме того, ислам не ограничивается только поклонением Аллаху, но охватывает все стороны жизни: культуру, общество, экономику и политику. Причина этого в том, что все, чем человек владеет, в действительности принадлежит Аллаху, и посему человек нисколько не имеет права обращаться со своим владением по своему усмотрению (Маудуди). []
  4. Здесь идолослужители иронически искажают слова. Для них «хильм» («терпение», «снисхождение к ошибкам других») и «рушд» («чистота», «разумное поведение») равнозначны тому, чтобы слепо обожествлять тех, кого обожествляли предки, или отделять «поклонение Аллаху» и «сакральные действия», с одной стороны, от «повседневных поступков» или «светские действия» — с другой. Именно так ведут себя нынче т. н. образованные или «цивилизованные», обзывая других «фанатиками» и «отсталыми» (Кутб). []

Обсуждение закрыто.