Тогда он сказал: «О народ мой! Скажите, если у меня ясные доказательства от моего Господа1 и Он даровал мне Свою милость?2 Кто мог бы защитить меня от Аллаха, если бы я отказался повиноваться Ему? 3 Вы бы лишь умножили мою утрату4
- Ясные и понятные доводы в пользу единственности Аллаха (Дарйабади). [↩]
- Особый дар пророчества, который обязует меня возглашать Истину (Дарйабади). [↩]
- Аллах был добр ко мне и дал мне Свой Свет и право возвестить вам Свое Откровение. Как же вы не понимаете, что мне придется ответить перед Ним, если я не выполню своей миссии? Кто тогда мне поможет? Ср. выше суру 28 (Йусуф ‘Али).
Ср. суру 4:48 и примечания (Асад). [↩] - Если я последую вашим советам (Дарйабади).
Хотя это разговор между Салихом (мир ему!) и вождями самудитов, он (как и все истории и притчи Корана) имеет общее, вневременное значение. Основной упор здесь сделан на несовместимости веры в одного Аллаха, чье Всеведение и Всесилие охватывает все сущее, с обожествлением иных существ путем приписывания им божественных свойств и функций. Намеки самудитов и ответы Салиха касаются всех религиозных представлений, основанных на желании «приблизить Аллаха к человеку», например, за счет «посредников» между Аллахом и людьми. В примитивных религиях это посредничество вело к обожествлению природных сил и к представлению о разных божествах, которые действуют перед лицом некоей неопределенной, неясной Высшей Силы. В более развитых религиозных системах потребность в посредничестве приняла форму персонифицированного проявления Аллаха через низших богов или Его воплощения в человеческом образе. Другое представление, призванное «приблизить Аллаха к человеку», — это иерархия святых, живых или умерших, посредничества которых ищут даже люди, называющие себя монотеистами (Асад). [↩]