11:62 Значение и смысл

Тогда они сказали: «О Салих! Прежде1 мы очень надеялись на тебя2 Запрещаешь ли ты нам молиться тому, чему молились отцы наши?3 У нас крайнее сомнение в том, к чему ты нас призываешь!»4

  1. Прежде чем ты возвестил эту религию (Дарйабади). []
  2. Салих (мир ему!) проводил праведную жизнь среди своего народа так же, как затем пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!), который получил прозвание «Аль-Амин» («достойный доверия»). Его могли бы избрать вождем или царем, если бы он пошел на компромисс с их суеверием и поддержал бы несправедливость. Но он родился для высокой цели, чтобы возвещать Истину и справедливость и быть последовательным противником всех эгоистических привилегий и защитником прав всех людей на свободной земле Аллаха через символ верблюдицы. Ср. суру 7:73 и примечания (Йусуф ‘Али).
    Мы ожидали, что ты, благодаря своему уму, прозорливости и достоинству, станешь зажиточным и властным, чтобы нам с твоей помощью стать выше других племен. Но ты своей позицией не оправдал наших надежд.
    И от пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!) мекканцы ожидали того же. До его призвания на пророческое служение они высоко ценили его способности и ждали, что он будет великим вождем, который позволит им добиться влияния. Когда же он, вопреки всем ожиданиям, стал возвещать Единственность Аллаха и ответственность человека в будущей жизни, они резко изменили свое мнение о нем (Маудуди). []
  3. Это было их обоснованием идолопоклонства. Тогда как представители ислама обращались к здравому рассудку, доводы невежд были основаны на подражании (Маудуди).
    Они удивляются и отвергают то, что истинно и должно стать их обязанностью, без доказательств и размышлений, только по той причине, что их предки поклонялись тем же богам, как и их предки (Кутб). []
  4. Это чуждое учение, которое отвергает всех богов, вызывает наше недоверие (Дарйабади).
    Нужно вспомнить, что доисламские арабы считали своих богов и ангелов (в виде «дочерей Аллаха») полноправными посредниками между человеком и Аллахом, существования которого они не отрицали. И они были очень смущены требованием пророка прекратить поклонение этим «богоподобным» существам (Асад). В Коране подробно не описаны эти чувства сомнения и неуверенности, поскольку они у разных людей были разными. Одно из свойств Откровения от Аллаха в том, что оно выводит людей из состояния безразличия и делает невозможным для них следование прежним путем с былой уверенностью. Оно заставляет каждого задуматься, на верном ли он пути или нет. Все это смущает тех, кто намерен следовать своим заблуждениям (Маудуди). []

Обсуждение закрыто.