11:61 Значение и смысл

А к самудитам1 послали Мы их брата Салиха. Он сказал: «О народ мой! Поклоняйтесь только Аллаху, у вас нет иного бога, кроме Него2 Он сотворил вас из земли3 и поселил вас на ней4 Поэтому просите Его о прощении5 а потом с раскаянием обратитесь к Нему. Поистине, мой Господь близок. Он внимает мольбам «. 6

  1. История Салиха (мир ему!) и самудитов рассказана в сурах 7:73-79 с другой позиции. Разница такая же, как в истории Худа (мир ему!). Ср. выше аят 50, примечание 174. В основных чертах это та же история, но выделены новые моменты и подробности для подкрепления новых аргументов. Если главным грехом ‘адитов было высокомерие и упорство, то преступление самудитов заключалось в угнетении бедных, как показывает символический случай с верблюдицей; ср. суру 7:73 и примечания. Все преступления в определенной мере основаны на высокомерии и неповиновении, но, в зависимости от обстоятельств, они принимают разные формы (Йусуф ‘Али).
    Салих был после Худа (мир им!) вторым пророком, посланным к арабским племенам (Асад).
    История самудитов упоминалась в девяти сурах (7, 11, 15, 26, 27, 51, 53, 54 и 91). Каждая из них содержит свое поучение и назидание, причем все эти рассказы не отменяют и не заменяют друг друга (Аль-Манар). []
  2. Салих (мир ему!) призывает свой народ теми же словами, которые остаются неизменными и независимыми от места и времени. И его доводы тоже не новы: он призывает вспомнить о своей истории и начать новую жизнь. Самудиты произошли из той же земли, что и другие люди, и Аллах сделал их наследниками прежних народов и культур (Кутб). []
  3. Об акте творения «инса» см. суру 6:98. Тело человека создано из земли, а его пребывание на ней есть факт его материального бытия. Поэтому мы должны приспосабливаться к законам нашей физической жизни, чтобы через земную жизнь нам развить ту высшую жизнь, которая принадлежит другой части нашего бытия, нашему духовному наследию. Так же, как мы пользуемся нашим здоровьем, нашими пашнями и пастбищами и вообще материальными основами нашего существования, так мы развиваем нашу нравственную и духовную природу (Йусуф ‘Али).
    Из органических веществ, которые получают свое пропитание — а тем самым способность к развитию, размножению и эволюции — прямо или косвенно из земли. В этом смысл высказывания Корана о том, что человек создан из земли (Асад). []
  4. Или: «Он дал вам после этого долгую жизнь» (Дарйабади).
    Он сделал ее для вас удобной для пользования и жизни (Маудуди). Ср. суру 7:74 и примечания (Асад).
    Этот довод основан на том, что многобожники сами признавали, что Аллах есть Творец, который чудесным образом вывел их из неживой земли и дал им землю для жизни (Маудуди). []
  5. Поэтому просите Его о прощении за прегрешение, которое вы совершили, поклоняясь не Ему, а другим (Маудуди).
    Просите Его о прощении за прежние грехи (Ибн Касир). []
  6. Он близок тем, кто стремится приблизиться к Нему, и Он слышит молитвы тех, кто призывает Его (Дарйабади). Ср. суру 2:186 (Асад).
    Этой фразой Коран исправляет заблуждение, которое постоянно заставляло людей приходить к неправильному пониманию веры. Они считали, будто Аллах так далек от них и недосягаем, как их земные цари. Поскольку обратиться к ним можно было только через ходатаев или посредников, они считали, что должны иметь ходатая, чтобы обратиться к Аллаху, который принесет им ответы на их молитвы. Из-за этого заблуждения возникла целая масса «посредников», а учреждение священнической иерархии не позволило тем, кто разделял такие представления, самим выполнять религиозные действия (Маудуди).
    Будьте уверены, что Он слышит ваши молитвы и исполнит ваши просьбы (Кутб). []

Обсуждение закрыто.