11:119 Значение и смысл

кроме тех, которым твой Господь оказал милость1. И потому2 Он создал их (не единой общиной). И этим слово твоего Господа должно исполниться: поистине, Я наполню ад джиннами и людьми вместе3

  1. Которые согласились подчиниться заповедям Аллаха и Его Писанию, этому Писанию, которое не оставляет места для различий и ведет к единству (Аль-Манар).
    То есть те, кто пользуется Его милостью, познавая посредством дарованных им Аллахом способностей Его существование (ср. суру 7:172 и примечания) и признавая руководство и наставление, которые Он предлагает человечеству через Своих посланников (Асад). []
  2. Некоторые из самых ранних толкователей (напр. Муджахид и ‘Икрима) считают, что выражение «ли-зхалика» («поэтому», «с этой целью») относится к милости Аллаха по отношению к человеку, а другие связывают его со способностью людей отличаться друг от друга в интеллектуальном плане. Согласно Замахшари, оно относится к свободе нравственного выбора, которая отличает человека и о которой говорится в следующем разделе. Поскольку эта свобода есть особый дар, ставящий человека выше других сотворенных существ (ср. рассказ об Адаме и ангелах в сурах 2:30-34), толкование Замахшари, на мой взгляд, самое убедительное (Асад),
    Чтобы показать, что закон Аллаха о многообразии индивидуумов является важнейшим во всей человеческой жизни (Дарйабади). []
  3. Ср. суры 7:18 и 7:179. Когда шайтан и силы зла совращают человека с пути праведности, на соблазненных, избравших путь зла, лежит не меньшая ответственность, чем на соблазнителях; тех и других наказывают вместе (Йусуф ‘Али).
    Ясно, что те, кто собрался вместе ради Истины и которым оказана милость Аллаха, могут ждать иного конца, то есть рая, который будет наполнен ими. Так же и ад будет наполнен теми заблудшими, которые разногласили не только с поборниками Истины, но и друг с другом (Кутб).
    «Слово Аллаха», о котором сказано также в суре 32:18, первый раз упомянуто в суре 7:18 применительно к «последователям шайтана», то есть тем, кто отвергает всякое руководство, предлагаемое Аллахом (Асад).
    Тогда как одна сторона показала религиозное единство и подчинилась заповедям в Писании Аллаха без всяких споров о нем, что именно было милостью Аллаха по отношению к ним, другая сторона разногласилась относительно религий, светских вещей и власти. Наказание за это они получили не только в этом мире; милости Аллаха они будут лишены за свое нечестие и в будущей жизни. Слово Аллаха исполнится в отношении людей и джиннов, которые противились руководству ко спасению (Аль-Манар). []

Обсуждение закрыто.