10:59 Значение и смысл

Скажи: «Разве не видите, что Аллах щедро наделил вас пропитанием? 1 Почему же вы одну часть из него объявили запрещенной, а другую разрешенной?»2 Скажи: «Позволил ли Аллах это или вы измыслили ложь на Аллаха?»3

  1. «Пропитание» следует понимать и дословно, и в переносном смысле. В дословном понимании — это прекрасные вещи на земле, в море и в воздухе, в мире растений, животных и минералов. Ограниченные люди выдумывают искусственные препятствия, затрудняющие пользование ими. В переносном понимании — это чудесные области знаний и духовных устремлений в нашей личной и общественной жизни. И кто скажет нам, что часть этого разрешена, а другая — запрещена? Неверно приписывать Аллаху искусственные ограничения и устанавливать псевдорелигиозные препятствия (Йусуф ‘Али).
    Это примыкает к аяту 67: Коран предлагает человеку полное руководство к правильной жизни, духовное наставление в этой и счастье в будущей жизни. Слово «ризк» («пропитание», ср. суру 2:3) обозначает все, что полезно для человека, будь то материального свойства (в обычном смысле) или духовного: вера, дружелюбность, терпение и т. п. Оно относится только к положительным средствам и никогда — к вещам и явлениям, нравственно недостойным или вредным для человека или общества (Асад). []
  2. Досл. : «потом вы некоторые из них сделали запретными («харам»), а некоторые разрешенными («халал»)». Тот факт, что Аллах дал эти вещи и пожелал, чтобы люди ими пользовались, делает разрешенным все, что относится к понятию «ризк» (см. предыдущее примечание). Этот аят направлен против произвольных запретов, которые искусственно выводят из Корана или сунны. В широком смысле он относится к людям, которые не хотят руководствоваться Откровением, а следуют своим предположениям (ср. суру 36) (Асад). To, что Аллах есть Творец и Дарующий пропитание, говорит о том, что Он — Господь, которому мы должны поклоняться, что только Ему подобает решать все дела людей. К этому относится использование пропитания, которое дается человеку Аллахом (Кутб).
    Как может человек вопреки заповеди Аллаха давать предписания, тогда как он — Его творение? Что сказать о рабе, который претендует на самостоятельные решения и не признает своего господина, не считает все вещи принадлежащими господину, от которого он получает их только в пользование? (Маудуди). []
  3. Этот вопрос относится ко всем, кто считает, будто может распоряжаться тем, что доверил им Аллах. Они поставили себя в неприятное положение. Все было бы иначе, если бы они получили от Него право самостоятельных действий. А так их можно упрекнуть в непокорности и обмане (Маудуди). []

Обсуждение закрыто.