10:35 Значение и смысл

Скажи: «Есть ли среди тех, кого вы придаете Аллаху в сотоварищи, кто-либо, который способен вести к Истине?» 1 Скажи: «Аллах ведет к Истине2 Разве тот, который ведет к Истине, не достойнее, чтобы следовать за Ним3 чем тот, который сам не может найти руководства и которого надо вести?4 Что с вами? Как вы рассуждаете?»5

  1. Этот вопрос показывает важность руководства на пути к Истине. Это одна из самых больших потребностей людей. Потому что то, что человеку нужно, не ограничивается одеждой, питанием, безопасностью и т. п. Больше всего ему нужно знание, как правильно строить свою жизнь, чтобы иметь успех. Сюда относится знание о правильном применении физических, душевных и духовных сил и способностей. Затем он должен знать, как ему вести себя по отношению к другим людям и к своему окружению, чтобы правильно строить свои связи с ними. Все это Коран называет «руководством к Истине».
    Коран спрашивает язычников и несогласных с учением пророка: есть ли среди идолов, которых вы придаете Аллаху, кто-либо, кто может привести вас к Истине? Ответом может быть только «нет», потому что: 1) если речь идет о воображаемых богах, о мертвых или живых людях, их поклонники ищут у них исполнения желаний или защиты, но никак не руководства; 2) есть люди, издающие правила и законы, которым следуют другие люди. Их признают в качестве вождей, но вопрос стоит так: ведут ли они к Истине и могут ли они вообще к ней вести? Есть ли у кого-нибудь из них знание, охватывающее всю Истину, нужную для выработки общих принципов человеческой жизни? Может ли кто-либо из них охватить все области человеческих проблем? Свободен ли кто-либо из них от предвзятости, слабости, личной или коллективной заинтересованности, которые могут воспрепятствовать изданию справедливых законов? Как же тогда можно считать столь ограниченных людей наставителями в Истине? (Маудуди).
    Ниспосылая Книгу, направляя посланника, давая вечный закон, вразумляя людей и ведя их к добру, обращая их внимание на Свои знамения во Вселенной и в душах, пробуждая спящих сердцем и приводя в действие дремавшие духовные способности людей (Кутб). []
  2. Такой ответ должен за них дать пророк, чтобы обязать их (Кутб). []
  3. Чтобы следовать за ним и слушаться его или почитать Его (Дарйабади). []
  4. Поскольку мнение о том, что кто-то «находится на верном пути» не относится к неживым идолам и статуям, здесь явно подразумеваются живые (или умершие) существа, которым неоправданно приписывают «часть в божественности Аллаха». Это святые люди, пророки или ангелы, которым народные представления приписывают свойства Аллаха, считая их порой даже воплощениями Аллаха на земле. Руководство же Аллаха проявляется в первую очередь в способности разумно мыслить и в интуитивном разумении человека, которое Аллах дал ему, чтобы тот мог следовать закону Аллаха (Асад). []
  5. Досл. : «как вы судите?» (Асад). []

Обсуждение закрыто.