10:3 Значение и смысл

Поистине, ваш Господь — Аллах, который создал небеса и землю в шесть дней1 а потом утвердился на Троне2 Он управляет (всеми) судьбами3 Защитником перед Ним может быть кто-либо только по Его изволению4 Аллах — Господь ваш, так поклоняйтесь (только) Ему5 Неужели вы не дадите себя вразумить?6

  1. Ср. с суру 7:54 (Йусуф ‘Али).
    Коран не занимается сухим обсуждением божественности или власти Аллаха, а прямо обращается к естественной, ясной и простой логике. Аллах сотворил небо и землю и все, что они заключают в себе. Он заставляет солнце излучать свет, заставляет светиться луну, творит день и ночь. Все это видимые явления, которые можно воспринимать, которые пробуждают сердце к пониманию их. «Шесть дней или периодов» упомянуты здесь не для того, чтобы мы занимались умозрительными рассуждениями о временной последовательности творения, а чтобы мы познали мудрость его порядка (Кутб). []
  2. Люди понимают это как косвенное указание на верховное владычество.
    «Сумма» («потом») означает здесь не временную, а духовную категорию. Для Аллаха нет ни формы, ни состояния, которого прежде не было, а потом стало. Он выше времени и пространства (Кутб).
    «Истава» с предлогом «ила» — значит «планировать» или «осуществлять план». В суре 2:29 я перевел «Его замысел обнимает небеса», чтобы подчеркнуть, что они не вечны, как Он, но являются частью Его замысла и в определенном смысле (как субъективно кажется человеку) противостоят земле. С предлогом «ала» здесь, в суре 7:54 и в других местах дословный смысл — «восходить», а переносный — «утвердиться».
    Престол сотворения выражает разные символы: 1) что Аллах стоит над творением; 2) что Он управляет им, как царь с непререкаемой властью; 3) что Его нельзя сравнить с языческими богами, которых представляли безразличными или ревнивыми к людям; 4) что Он постоянно и справедливо заботится о них и их нуждах; 5) что Он направил пророков и посланников и по Своей воле позволяет им заступиться за людей (Йусуф ‘Али).
    Поскольку Аллах по исламским представлениям находится вне материи, его «Престол» нельзя представить как место Его пребывания. Это всего лишь представление о власти, славе, величии и святости (Дарйабади). []
  3. Он управляет всеми вещами со справедливостью и мудростью. Он не только единственный Творец, но и тот, кто постоянно управляет Своим творением и упорядочивает его (Дарйабади). Это подчеркивает то, что Аллах после творения не разорвал связь со Своими творениями, а всем правит и все направляет. Кто-то думает, будто Аллах предоставил мир самому себе или другим, чтобы они эксплуатировали его. Но Коран отвергает это предположение и говорит, что Аллах держит господство в Своих руках и все происходит по Его желанию или соизволению (Маудуди). []
  4. Все подчинено Его власти и Его воле. Ни одно из творений не может быть заступником, если Он не позволит ему, руководствуясь Своим промыслом (Кутб). Этим отвергается и языческое представление о божествах-посредниках между людьми и верховным богом, и христианская догма о посредничестве. Она говорит о том, что человек был отчужден от Аллаха, и только через посредничество Иисуса, который предложил себя в выкуп, возможно восстановление нормальных отношений (Дарйабади).
    Ср. суру 2:255 (Асад).
    Аллах всемогущ, и никто не может вмешиваться в Его порядок или влиять на Его решения. Единственное, что может человек, — просить Его, и тогда исполнение просьбы будет зависеть только от Него. Никто не обладает властью, сравнимой с Его властью (Маудуди). []
  5. После утверждения, что Аллах — единственный Господь, нам говорят, что этот факт имеет определенные последствия, а именно: мы должны поклоняться только Ему. Здесь нужно упомянуть, что слово «рабб» имеет три значения: 1) попечение, 2) превосходство и 3) владычество. И слово «ибада» имеет три значения: 1) поклонение, 2) служение, 3) повиновение. Поскольку Аллах заботится о человеке, тот должен проявлять благодарность, поклоняясь только Ему. Поскольку Аллах во всех отношениях выше человека, тот должен поклоняться Ему, не считать себя независимым или поклоняться кому-то другому. Поскольку вся власть принадлежит Аллаху, человек должен следовать Его заповедям и Его закону и отнюдь не считать себя властелином или признавать над собой власть других (Маудуди).
    Поклонение Аллаху означает подчинение, исполнение долга и поклонение только Ему. Но в невежестве поклонение Аллаху ограничивается ритуальными действиями. Люди думают, будто поклоняются одному Аллаху, тогда как слово «ибада» — производное от «абд», что означает подчинение и повиновение (Кутб). []
  6. Ср. суру 6:80 (Йусуф ‘Али).
    Как же вы не хотите понять значение того, что вам объясняют? Как же вы не хотите открыть глаза и увидеть, что именно привело вас к неверному представлению о действительности? (Маудуди). []

Обсуждение закрыто.