10:2 Значение и смысл

Разве для людей удивительно, что Мы человеку из среды их ниспослали Откровение1 чтобы он предупредил людей, а верующим принес радостную весть, что они будут иметь у своего Господа великое достоинство? 2 Но неверующие говорили: «Поистине, он явный чародей!»3

  1. Неудивительно, что Аллах призывает человека, чтобы он предупредил других о последствиях бездумного отношения к Его Откровению. По-видимому, только человек, а не джинн, не ангел или какое-то другое существо может быть посланником для людей. Неудивительно, что Творец и Господин людей старается направить заблуждающихся: было бы странно, если бы Он этого не делал (Маудуди).
    Разве не удивительно, что вдохновленный Аллахом человек — один из нас? Арабы знали Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!) в иных обстоятельствах, и когда из его уст раздалась властная весть, исполненная мудрости и силы, которая не могла исходить от человека, тем более, мало образованного, они в своем изумлении могли приписать такое только магии и колдовству. Они не поняли, что магия и колдовство суть только порождения их фантазии, тогда как здесь налицо Истина Аллаха (Йусуф ‘Али).
    Смертному, как и они сами, а не богочеловеку и не сверхчеловеку (Дарйабади).
    Это является продолжением предыдущей суры, особенно фразы: «К вам пришел посланник из вас» (9:128) (Асад). Это вопрос, выражающий неодобрение. Здесь выражается порицание удивлению людей, с которым они принимали истинное Откровение со времен первого посланника. С таким отношением сталкивался каждый пророк: разве Аллах избрал человека посланником? Этот вопрос коренится в непонимании истинной ценности человека. Люди считают, что человек не может быть посланником Аллаха и ожидают, что такая миссия будет поручена ангелу или другому высшему существу, не думая о том, что Аллах объявил человека достойным (Кутб). []
  2. Послание Аллаха не только лестно и приятно нам. Оно сначала говорит нам о наших недостатках и предупреждает об опасности этого. Если мы веруем, то тогда узнаем, какое достоинство имеем в глазах Аллаха, через Его Истину, которая очищает и освобождает нас (Йусуф ‘Али).
    Досл. : «они имеют преимущество («кадам») правдивости («сидк»)». Второе понятие обозначает согласие между тем, что человек помышляет и чувствует в себе, и тем, что он выражает в словах, делах и своей позиции, то есть полную откровенность (Асад). []
  3. У арабов-язычников не было представления о пророчестве и Откровении. Они назвали бы этот феномен вочеловечением Аллаха или просто магией. В языческих обществах колдунам и магам приписывают сверхъестественные силы, включая предсказание будущего (Дарйабади).
    Это должно означать, что «человек из среды их» (т. е. Мухаммад — да благословит его Аллах и приветствует!) не получал Откровения от Аллаха, а обманывал своих сторонников риторикой. Такие упреки неверные делали во все времена не только Мухаммаду, но и — как постоянно подчеркивает Коран — всем прежним пророкам. Слово «кафирун» («отвергающие Истину») относится в этой связи в основном к тем, кто заранее отвергает саму мысль об Откровении и пророчестве (Асад).
    Они называют его чародеем, потому что то, что он говорит, — чудо. Если бы они задумались, то им стало бы ясно, что в магии нет ничего ни от великих истин Вселенной, ни от законов жизни, ни от руководства к построению развитого общества. Они путают Откровение и чародейство, потому что религия и магия во всех языческих религиях неотделимы (Кутб).
    Тот факт, что он затрагивал сердца слушателей и воздействовал на их мышление, совсем недостаточен, чтобы назвать его чародеем. Нетрудно отличить речь пророка от речи чародея, потому что они совершенно различны по характеру, целям и действию, которое оказывают на образ жизни верующих. Чародея не заботила бы правильность и справедливость его слов, потому что его единственная цель — повлиять на своих сторонников, чтобы добиться собственных целей. Он стремится вызвать эмоциональный эффект, чтобы использовать людей, употребляя вычурный и неестественный язык взамен действительной мудрости. Поскольку ему важны только собственные интересы, он пользуется риторикой для подчинения других или для провоцирования раздоров и конфликтов между разными группировками. Такой демагог не может долго оказывать нравственного влияния на людей или побуждать их к добру. На основании таких критериев неверным указывают, что их упрек не имеет основания. Они сами свидетельствуют, что этот человек говорит мудро, связно, спокойно и справедливо. Каждое слово продуманно, вся речь ценна. Его единственная цель — сделать людей лучше. Нет следа личных, семейных, национальных или иных земных интересов. Все, на кого он оказал влияние, стали носителями высоких нравственных качеств (Маудуди). []

Обсуждение закрыто.