И никто не может уверовать, кроме как с соизволения Аллаха1 И Он подвергает наказанию2 тех, кто не разумеет3
- Для созданий, имеющих свободную волю, вера рождается из употребления этой воли. Но мы не должны высокомерно считать, что этого достаточно. Человек слаб и нуждается в милости и помощи Аллаха. Если мы честно стремимся понять, то Он помогает нашей вере. Если же мы неискренни, то наши сомнения и трудности увеличиваются. Это закон причины и следствия, и Коран называет Аллаха источником всех этих законов (Йусуф ‘Али).
При руководстве Аллаха и в рамках, установленных Им для человеческой природы, включая способность отличать правильное от ложного. Поскольку же человеческая свобода нравственного выбора выражается в наличии или отсутствии готовности соответствовать своему истинному и угодному Аллаху естеству, можно сказать, что это, в конечном счете, зависит от милости Аллаха (Асад).
Никто не может распоряжаться милостью Аллаха (Маудуди). [↩] - «Риджс» имеет несколько значений: 1) грязь, нечистота — сура 9:95; 2) отсюда грязные дела, скверное поведение, преступления — сура 5:93; 3) отсюда наказание за преступления — сура 6:125; 4) неуверенность, внутреннее беспокойство — сура 9:124 и здесь; возможно также, что здесь имеется в виду вообще наказание (Йусуф ‘Али). [↩]
- Кто не хочет правильно воспользоваться свободной волей (Дарйабади).
Если человек не пользуется своим разумом для познания, Аллах посылает ему самое худшее — духовный позор (Кутб).
Ср. суры 8:22 и 8:55. Неверие рассматривается здесь как результат принципиального отказа воспользоваться разумом, чтобы понять Послание Аллаха, будь оно выражено в пророческих Откровениях или вытекает ли из феноменов природы (Асад). [↩]